На новой выставке можно увидеть разные варианты изображения Пресвятой Богородицы

В музее-заповеднике "Коломенское" открылась выставка, на которой можно изучить иконы и предметы церковного искусства
Богоматерь Жена, облечённая в солнце, с прообразовательными символами (18-й век).
Василий Кузьмичёнок / Metro

Экспозиция "Лето Господне. Праздники. Рождество Пресвятой Богородицы" – это первая выставка цикла, посвящённого теме двунадесятых праздников. Изучили несколько икон, посвящённых Богородице.

1. Богоматерь Живоносный Источник (первая треть 18-го века) 

Богоматерь Живоносный Источник (первая треть 18-го века). Фрагмент иконы.
Василий Кузьмичёнок / Metro

Один из главных символов на изображении – фонтан, в него помещён образ самой Богородицы, потому что Она сама по себе является источником жизни и может напоить и исцелить всех страждущих. Но помимо символического значения фонтан в иконографии имеет и исторический смысл. 

2. Рождество Богоматери (фрагмент иконы) (начало 17-го века)

Рождество Богоматери (фрагмент иконы) (начало 17-го века). Фрагмент иконы.
Василий Кузьмичёнок / Metro

На этом изображении фонтан (смотри нижний правый угол) соотносится с конкретным сюжетом,  он присутствует здесь потому, что в саду, где Анна молилась о том, чтобы зачать ребёнка, был водоём и фонтан, поэтому здесь он изображён как конкретный, исторический образ.

3. Рождество Богоматери (фрагмент иконы) (конец 17-го века)

Рождество Богоматери (фрагмент иконы) (конец 17-го века).
Василий Кузьмичёнок / Metro

Со временем в иконографии появилась тенденция к изображению бытовой жизни. На фрагменте этой иконы (смотри верхний левый угол) можно видеть первые шаги Марии  – сцена простой, радостной жизни. 

4. Богоматерь Жена, облечённая в солнце, с прообразовательными символами (18-й век)

Богоматерь Жена, облечённая в солнце, с прообразовательными символами (18-й век).
Василий Кузьмичёнок / Metro

Богородица, как земля обетованная, как мост на небеса... На иконе вокруг образа Богоматери расположены символы, которые раскрывают значение Богородицы, черты её человеческой личности и её смысл в нашей истории. 

Три вопроса эксперту

Вера Мужева, куратор выставки, рассказала, почему в разных странах по-разному изображают лик Богородицы. 

Как рисовали Богородицу, на что опирались? 

– Изобразительная схема опирается на текст, с одной стороны, это какие-то исторические события, которые отражены в канонических Евангелиях, но в них о Богородице достаточно мало сведений, поэтому в основном художественная практика опирается на апокрифические тексты и на многовековую традицию. 

Почему лик Богоматери в странах мира такой разный и иногда даже приобретает национальные черты? 

– Есть, конечно, какие-то определённые особенности, исходя из национальных моментов. Образы Богоматери в византийском, греческом, русском искусстве несут в себе и эстетические, и этические идеалы того или иного времени и художественного центра, в том числе, конечно, национальные особенности. Конечно, каждый художник помимо общей христианской традиции, которую он получает в наследство, несёт и свои эстетические переживания и идеалы.

Насколько допускалась вариативность в церковном искусстве? 

– Может создаться впечатление, что если существует традиция иконографии, то создаются одинаковые иконы. Ничего подобного, в классический период не было ни одной одинаковой иконы, до того как иконы не начали печатать технически. Это абсолютно точно, потому что художественное и эстетическое начало всегда присутствовало. Любой предмет церковного искусства это бессомненно тончайшее и высокое искусство.