На ВДНХ открылась выставка, посвящённая моде из прошлого века

"Одетая в роскошь.Женщина ар-деко" – под таким названием на ВДНХ открылась выставка, посвящённая женской моде 1920-х – начала 1930-х
На ВДНХ открылась выставка, посвящённая моде из прошлого века
Василий Кузьмичёнок
От многообразия обуви разбегаются глаза

Туфли в стразах, расшитые бисером платья в стиле Великого Гэтсби, изысканное бельё занимают 4 этажа павильона "Рабочий и колхозница".

Посетитель выставки
Василий Кузьмичёнок
Посетитель выставки

В центре внимания – обувь. Её предоставил известный коллекционер, основатель виртуального музея обуви и автор нескольких книг по истории моды Назим Мустафаев. И уже вокруг всех этих шёлковых, парчовых, кружевных башмачков и каблуков-рюмочек – другие аксессуары "ревущих" 20-х. Это сумочки из серебра, мельхиора и бронзы, предоставленные коллекционером Павлом Карташовым. Винтажное бельё и корсеты из собрания Антона Приймака. И, конечно же, бисерные платья, похожие на оперение экзотических птиц.

Хочется немедленно расшнуровать грубые кроссовки, скинуть надоевшие толстовку и джинсы – и переодеться. Или, по крайней мере, переобуться. Ведь все туфельки, несмотря на свой почти 100-летний возраст, – "на ходу", так что теоретически вполне можно их обуть и продефилировать. Но только теоретически. Коллекционная обувь баснословно дорогая, а некоторые модели – на грани искусства. Например, две пары золотых туфель от бренда Hellstern & Sons.

– Они ко мне пришли из Аргентины и принадлежали даме, которая была женой какой-то богатого авиатора, – рассказывает Назим Мустафаев. – Они пришли в коробках и, видимо, были ношены один раз. И неудивительно, дважды в свет в такой обуви не выйдешь. Слишком узнаваема.

Или атласная бордовая пара от Пьетро Янторни – итальянского мастера, который называл себя «самым дорогим обувщиком в мире». Самонадеянно, но клиентки – французские и американские миллионерши – готовы были платить за его изысканную обувь огромные деньги и ждать по нескольку лет.

Как отдельный жанр искусства – коллекция каблуков, украшенных стразами, эмалью и росписью. Шедевры от разных мастеров, но не российских. Мустафаев отмечает: то, что носили москвички в 20-е годы, могло быть красивым и качественным, но вряд ли таким богатым. Шик ар-деко, который прошёл мимо России, можно описать цитатой: "Жизнь, которая была не нашей".

И снова грустно косишься на свои кроссовки. Что ж, по крайней мере, удобно.

Обувь
Василий Кузьмичёнок
Обувь

– Мы живём в мире с большим самомнением. Нам кажется, что мы прогрессируем, хотя даже на таком простом примере, как обувь, очевиден регресс, – отмечает Назим Мустафаев. – Потому что то, как сейчас делаются наши кроссовки, – это fast fashion, сезонная мода. А те вещи были сделаны очень и очень тщательно. Смотрите на шов: ни один человек не сможет его повторить. Просто потому, что игл таких больше нет, нет тех машинок, утерян навык ручного шитья. Демократия убила дресс-код, комфорт уничтожил идею моды.

Читайте также:

Выставка на ВДНХ
Василий Кузьмичёнок
Выставка на ВДНХ
Василий Кузьмичёнок
Выставка на ВДНХ
Василий Кузьмичёнок
Выставка на ВДНХ
Василий Кузьмичёнок
Выставка на ВДНХ
Василий Кузьмичёнок
Выставка на ВДНХ1/5