Ростислав Лебедев, классик современного искусства, считается основателем направления соц-арт, пионером русского поп-арта. В советское время в искусстве доминировал соцреализм, и художники писали по госзаказам. Большинство из них ушло в концептуальное искусство, а Лебедев, один из немногих, кто выбрал для себя необычный путь высказывания.
Описывая социально-важные сюжеты, понятные каждому, он дополнял их с новыми образами, отражающими эпоху. Его приём – наслоение стилей, когда, в основе, к примеру, известная картина классика мировой живописи, и к ней он добавляет знаковые образы поп-культуры, заимствование, цитирование, ироничные или пародийные элементы. Получается, коллажное произведение, многослойное, в котором зритель прочитывает смыслы через метафоры-образы.
– Я не сижу в башне из слоновой кости и не создаю нечто вечное, а реагирую на то, что в мире происходит, – рассказывает Metro Ростислав Лебедев. – На этой выставке представлены работы разного времени, в которых перекличка стилей и жанров искусства. Все они вступают в диалог между собой. В нём и рождается нечто третье, актуальное. В искусстве художник задаёт вопросы, и в этих же вопросах содержится ответ.
Лебедев говорит, что предпочитает использовать музейное искусство. Оно для него как кладовая забытых вещей.
– Хорошо, если кто-то придёт и увидит их, но в основном, это кладбище искусства, – считает Ростислав. – А мне хочется его оживить, вдохнуть новую жизнь. Этим я и занимаюсь с начала 1980-х.
Работы, представленные на выставке, показаны публике впервые. Многие написаны на рубеже 1990-2000-х, есть и недавние. Но все они мрачные, страшные, пугающие. И разделить их можно на две серии. Первая – "DOOM", в которой идеалистические полотна советских соц-реалистов Пименова, Дейнеки или Рылова дополнены панелями управления из культовой компьютерной игры 90-х. Лебедев говорит, что любит выстраивать дихотомию, друг другу противопоставлять субстанции. Тогда рождается диалог, следом драма, а на фоне драмы возникают вопросы.
– В работах "Купальщицы", "Новая Москва", "Натурщица" Лебедев играет со смыслами и ангажированным музейным искусством, – рассказывает Metro Алиса Николаева, куратор выставки. – На фоне пейзажей, которые нам показывал соцреализм, возникают продукты массовой культуры. На смену эдемного мира приходит новая реальность. Агрессия, отображённая на полотнах, отражает хаос, в который погрузилась страна в то время. Эта многослойность – попытка показать, что за красивой картиной есть негативные истории.
Вторая серия на выставке – работы из "Чёрного проекта", в которых Лебедев закрашивает плотным чёрным части холста, показывая замаскированный характер темы, над которой иронизирует.
– Лебедев может написать определенный сюжет и через месяцы или даже годы понять, что работа теряет актуальность и закрасить некоторые фрагменты. Чёрная пелена – метафора прошлого. Она о том, что картинка советского мира потеряла свою актуальность, – продолжает Алиса. – Незакрашенная часть – напоминание о том, что всё может вернуться так или иначе.
Особенно стоить выделить две работы на выставке: самая "мирная" – "Купальщицы" и самая пронзительная "Русский космизм". Вдохновленный "Падением Икара" Питера Брейгеля, Лебедев работал над "Купальщицами" около 11 лет. В основе, как обычно, идеалистический сюжет, заимствованный у академика Аркадия Рылова. Лето, вдалеке корабль, берёзки на ветру и обнажённые девушки, занятые своим делом. И тут в центре композиции огромный самолёт Роя Лихтенштейна, гения поп-арта, как падающий Икар, продукт постмодерна – образ того, что жизнь идёт своим чередом, и, хотим мы этого или нет, но одна эпоха сменяет другую, вместе с ней меняются и правила игры, сама жизнь становится иной. Эта же тема откликается и в "Русском космизме", где из сказок Билибина и Чёрного супрематического квадрата Малевича в разные стороны разлетаются красные ракеты, как символ гордости советского и хрупкости и тревоги человека постсоветского времени.
Одно время я увлекался японской и китайской живописью. И там совершенно иная идеология. В этой дзен-живописи каждый элемент что-то обозначает. Хижина на скале не просто хижина, а крик об одиночестве или символ отшельничества. В искусстве, в котором работаю я, каждый элемент метафоричен. Ростислав Лебедев, художник
Выставку можно посмотреть в галерее pop/off/art до 28 февраля.