Народный ополченец дивизии Григорий Войтинский пытался построить коммунизм в Китае

Московская старшеклассница изучила советские архивы, чтобы восстановить память о бойце 3-й Московской стрелковой дивизии
Народный ополченец дивизии Григорий Войтинский пытался построить коммунизм в Китае
Фото предоставил Александр Драхлер.
Григорий Войтинский.

Почти четыре года учащиеся 293-й школы в Алексеевском районе восстанавливают биографию бойцов 3-й Московской коммунистической стрелковой дивизии народного ополчения, сформированной в 1941 году. По словам учителя истории Александра Драхлера, судьбу ополченца Григория Войтинского, портрет которого был опубликован в дивизионной газете, исследовала старшеклассница, а теперь уже студентка Анастасия Хмелева. В течение двух лет она кропотливо собирала информацию в государственном архиве, газетах и опубликованных воспоминаниях сослуживцев. 

Так, Хмелева узнала, что Войтинский родился в 1892 году в Невеле. В 1913 году эмигрировал в Нью-Йорк, где трудился рабочим в типографии. “Превосходно изучил английский язык, – говорится в исследовании Анастасии. – После революции он вернулся в Россию”. 

– В 1919 году Войтинский был приговорён к бессрочной каторге на Сахалине за подпольную деятельность. Участвовал в тюремных голодовках и в восстании Сахалинского гарнизона. При советской власти стал членом ревкома города Александровска, – говорит Александр Драхлер. 

В 1920 году группа коммунистов под видом работников Центросоюза во главе с Войтинским направилась в Шанхай. 

– В Китае он поддерживал молодёжь в организации социалистических движений. Как представитель Коминтерна помогал создавать компартию Китая. Войтинский встречался с лидером коммунистов Мао Цзэдуном. Достаточно сказать, что его портрет висит у входа в Музей компартии Китая в Шанхае, – отмечает историк. 

Приёмная дочь Войтинского, которую взяли из приюта в 1929 году, была известна в литературных кругах того времени. 

– Войтинский взял на воспитание монгольского ребёнка, дочь репрессированного коллеги  Очирын Намсрайжав. Она представлялась Иной Очир, понимая, насколько трудно произнести с непривычки её имя, – подчёркивает Драхлер. – Ина была дружна с сестрой Марины Цветаевой Анастасией, а также с Юрием Рерихом. В неё был влюблен даже Лев Гумилёв. 

В  октябре 1941 года Войтинский добровольно записался в ополчение. 

– Его включили в лекторскую группу, созданную при политотделе 3-й Московской дивизии, – рассказывает Драхлер. – Однако, судя по всему, Войтинский не был стрелком, но активно проводил время в землянке с бойцами как политрук.

После разгрома гитлеровцев под Москвой Войтинского отозвали для работы по созданию истории Великой Отечественной войны. С 1945 по 1953 год он преподаёт и пишет научные работы. 

Как отметил Драхлер, биография Войтинского ещё будет дорабатываться, например, добавятся материалы из архива РАН. Кроме того, Анастасия нашла его родственника – внука Ины Очир, который живёт в Монголии.