"Они дружили": Наговицыну перестали спасать — смерть итальянца была напрасной

Похоже, 47-летняя Наталья Наговицына стала очередной жертвой Пика Победы в Киргизии — спасательная операция подошла к концу. Причём шанса на выживание у москвички могло и не быть, если бы не 50-летний уроженец Милана Лука Синигалья. Ценой жизни итальянец подарил ей ещё немного времени. Metro узнало историю дружбы Наговицыной и Синигальи
"Они дружили": Наговицыну перестали спасать — смерть итальянца была напрасной
соцсети
Лука Синигалья на вершине Аллалинхорна (горный пик Пеннинских Альп, высота — 4027 м)

23 августа начальник базового лагеря Южный Иныльчек на Пике Победы в Киргизстане Дмитрий Греков объявил, что спасти Наталью Наговицыну невозможно. С его слов, руководитель спасательной операции, которая началась ещё 12 августа, почувствовал себя плохо, и его люди больше не могут ничего сделать для альпинистки. Добраться до Наговицыной, у которой сломана нога и закончилась еда, можно только с помощью специальных вертолётов, однако нужной техники сейчас нет. 

Греков заявил ТАСС, что тело Наговицыной попробуют спустить в следующем году, с высоты 7200 метров, а это почти вершина Пика Победы. Тогда же альпинисты будут спускать и тело Луки Синигальи (оно находится на высоте 6800 м).

В России все обеспокоены судьбой Натальи Наговицыной. Вспоминают, как её муж Сергей перенёс инсульт и погиб в горах в 2021 году, как она в отчаянии держала его за руку, отказываясь идти в базовый лагерь. После похорон она вернулась туда, где погиб супруг, чтобы установить для него памятную табличку. 

Теперь Наговицына уже сама боролась за жизнь: 11 дней, при температуре -25 градусов, в обветриваемой палатке, но гора в итоге взяла своё. 

Куда реже в российских СМИ вспоминают итальянца Луку Синигалью, который, между прочим, был рядом с москвичкой, когда она потеряла мужа — помогал ей, утешал в горе. И уговорил спуститься в базовый лагерь. С тех пор они стали тесно общаться, даже дружить. И сейчас он не бросил подругу в беде.

Цифра
80 альпинистов
погибло на Пике Победы, высота которого составляет 7439 м

Как пишет издание Prima la Martesana, Лука год тренировался для восхождения на одну из самых опасных гор в мире. В экспедицию отправился с немцем Гюнтером Зигмундом и двумя российскими альпинистами: Натальей Наговицыной и Романом Мокринским. На определённой высоте они разделились на пары. Итальяно-немецкий дуэт быстрее достиг вершины, после чего триумфаторы стали спускаться в базовый лагерь. Внезапно они увидели встревоженного Романа, который спускался по верёвке. Он рассказал, что Наталья попала в смертельную ловушку, сломав ногу при падении. Лука и Гюнтер решили помочь женщине, у которой не было ничего для спасения. Они взяли ей палатку, газовый баллон, провиант, горелку и, рискуя жизнями, стали возвращаться наверх. 

Этот поступок стоил Луке жизни — позже его состояние резко ухудшилось, начался отёк мозга. Он умер.  

У итальянца остались родные, которые оплакивают свою потерю. "Мой брат погиб, занимаясь любимым делом в горах. Он совершил поступок, требующий огромного мужества. Мы в отчаянии, но будем помнить о его подвиге", — заявила la Republicca Патриция Синигалья — сестра Луки.

Безутешную в своём горе женщину возмущает, что некоторые СМИ пишут, будто её брат бросил Наговицыну. "Он бы никогда не оставил человека в беде. Особенно Наталью, с которой у него была крепкая связь. Они познакомились четыре года назад на Хан-Тенгри в Казахстане. Она была там с мужем Сергеем. Лука встретил их во время восхождения. Он увидел, как им тяжело, поэтому прекратил свой подъём, чтобы помочь. Он смог отвести в базовый лагерь только Наталью, а вот её мужа — нет. С тех пор они часто общались, иногда договариваясь встретиться на какой-нибудь вершине в разных уголках мира".

Наталья Наговицына, кадр из документального фильма
Скриншот Youtube/watch?v=PDV81uYy858 –
Наталья Наговицына, кадр из документального фильма

В этом году Лука мечтал получить награду "Снежный барс" — её вручают восходителям, которые покоряют все пять семитысячников на территории бывшего СССР. "Пик Победы был для него последним, — продолжает Патриция. — И мой брат перед смертью покорил эту сложнейшую вершину". 

Со слов Патриции, Лука не колебался ни секунды, когда встал вопрос спасения Наговицыной. Такой уж у него характер. 

"В последний раз я получила от него текстовое сообщение 13 августа, — продолжает Патриция. — Он написал, что находится на высоте 7190 м, с Натальей и Гюнтером. Все они заперты в маленькой палатке, снаружи — порывы сильного ветра. Он попросил меня сообщить обо всём в российское посольство, поскольку ситуация — критическая. Тем временем в базовом лагере требовали, чтобы я уговорила брата спуститься, поскольку он находился на вершине слишком много дней, а значит, длительное время потреблял очень мало кислорода. Я попросила его как можно скорее вернуться в базовый лагерь. Он заверил, что сделает это на следующий день. Затем я получила от брата последнее сообщение: "Напишу завтра. Люблю тебя". В течение двух дней мне  из базового лагеря сообщали, что с ним поддерживают связь, что он спускается. Но 15 августа в полдень я узнала, что Луке стало плохо, а вскоре мне сказали, что он мёртв".

Патриция вспоминает брата с большой нежностью. Он не успел жениться, не оставил наследников. "Его семьёй были мы. Мать умерла 7 лет назад. Отец, которому 86 лет, никак не может смириться с утратой. Ещё у него всегда были я и брат Фабио, а также наши дети и внуки. Лука радовал нас, он был нашим любимым младшим братом, очень предприимчивым, щедрым. Работал экспертом по кибербезопасности в фирме Axitea, где чувствовал себя как дома. Говорил, что коллеги стали для него родными".

Лука путешествовал по всему миру. "Он всегда прикреплял куда-нибудь итальянский флаг — в каждой стране, где побывал. В Коста-Рике и Малайзии, Мексике, Индии, Занзибаре, Австралии, на Галапагосских островах, в Эквадоре, Кении, Пакистане. Можно перечислять и другие страны, это лишь малая их часть. Он оплачивал перелёты, но остальное было для него приключением. Он жил у местных и никогда не сообщал нам, где остановился. Я просила его оставлять хотя бы свой маршрут, но он любил свободу и каждый день решал сам, куда идти, слушая советы гидов. Но всегда помнил о нас, привозил подарки каждому". 

Лука покоряет Шварцхорн (горная вершина в Италии высотой 4322 метра)
соцсети
Лука покоряет Шварцхорн (горная вершина в Италии высотой 4322 метра)

И всё же главной страстью для него стали горы. "Его первое восхождение состоялось около 20 лет назад в Венесуэле, — говорит Патриция. — Он шёл в сопровождении гида, но без специального снаряжения. С тех пор он научился всему, стал опытным альпинистом. Сейчас читаю много гадостей в соцсетях. Люди, которые его не знали, называют Луку безрассудным, даже наивным. Это совсем не так: Лука тщательно планировал каждое восхождение. Он целый год тренировался, прежде чем отправиться на Пик Победы. У него был ритуал, который он решил соблюсти и в этот раз. Он попросил мою дочь написать название горы и указать её высоту на листке бумаги формата А4, который забрал с собой, чтобы сфотографироваться с ним, когда достигнет вершины. Теперь мы ждём, когда нам вернут его тело. Оно сейчас находится в ледяной пещере, на большой высоте. Мы просто хотим, чтобы он вернулся домой".

Денис Киселёв — опытный спасатель, тоже альпинист. В беседе с Metro он предположил, через что прошёл Синигалья:

— Лука провёл очень много времени наверху, при этом проделал большую физическую работу, когда спасал Наталью. Это происходило в "зоне смерти", на огромной высоте. Все силы он потратил на восхождение. А когда спасал Наталью, то брал силы у организма "в долг". И если такие долги быстро не отдавать (то есть, не спускаться вниз), на фоне истощения и гипоксии сердце перестаёт справляться. В организме начинается лавинообразный процесс, приводящий к отёку мозга или лёгких. Оба процесса смертельны. Из-за малого количества кислорода и нестабильной работы сердца в клетках лёгких скапливается вода, орган не участвует в газообмене (не забирает из воздуха необходимый кислород). А чем меньше клеток участвует в газообмене, тем меньше кислорода получает организм, и тем больше жидкости в нём скапливается. Если срочно не диагностировать болезнь и не начать спуск, от первых симптомов до потери работоспособности проходит каких-то 3-4 часа. Обычно в таких ситуациях люди умирают ночью. Вечером человек, сильно измотанный, засыпает, сердце замедляет работу, и он просто уходит во сне.