Отправить в "игнор" коллег в гневе без последствий не получится – ищем медиатора

Metro обсудило с психологами, как погасить разрастающийся пожар между коллегами
Отправить в "игнор" коллег в гневе без последствий не получится – ищем медиатора
New Africa/Shutterstock
Когда офис вдруг превращается в военный штаб, как быть "мирным жителям"?

1. Отправить в "игнор" 

Схема "не будем замечать – сами разберутся", по мнению Александра Боева, магистра психологии,  совершенно не работает. 

– Замалчивание и игнорирование или же, наоборот, разжигание приводит к ухудшению отношений, снижению производительности и потере сотрудников – текучке кадров, – объяснил в беседе с Metro психолог. 

Совет от психолога Сергея Князева: конфликт гасить нужно здесь и сейчас. 

– Важно не откладывать решение конфликта, – считает психолог. – Ключевое — остановить его здесь и сейчас, помня о том, что нельзя требовать от подчинённых дружеского и тёплого общения. Задача в другом: сделать так, чтобы разногласия сотрудников не мешали продуктивной работе.

2. Предоставить сторонам микрофон 

Александр Боев уверен, что "вскрыть" конфликт – очень важно вовремя. Причём в обсуждении необходимо дойти до сути. 

– Нужно дать возможность участникам конфликта высказать, какие их ожидания не исполнились, что они чувствуют и чего они хотят, – добавил он. – И самое важное, чтобы они объяснили, почему для них это важно, что изменится, если это будет так, как они ожидают, зачем им это нужно.

Психолог Сергей Князев предлагает помнить, что у каждого из участников конфликта своя правда, поэтому разделить их на "плохих" и "хороших" не получится.

– Виноватых нет, каждая из сторон конфликта имеет свою правду, – заметил он. – Сделайте акцент не на правоте, а на том, что можно сделать для разрешения ситуации сейчас и что можно сделать для предотвращения конфликта в будущем в схожей ситуации. Важно дать понять, что вы не сочувствуете ни одной из сторон конфликта.

Совет от психолога Александра Боева: говорить про свои эмоции с помощью "я-сообщения", а не обвиняя друг друга. После этого можно перейти к поиску взаимовыгодного решения, которое устроило бы обе стороны. Решение "Выигрыш – Выигрыш".

3.  Наше дело – сторона. Но какая?

Игнорировать психологи не советуют. А как проявиться сотруднику, который не участвует, а пока наблюдает и очень сопереживает? 

Совет от Сергея Князева: учитывать интересы обеих сторон.

– Не занимайте чью-либо сторону конфликта, – продолжает эксперт. – Возможно, это и поможет погасить разногласия, но в долгосрочной перспективе приведёт к усилению конфронтации. Задача – остаться максимально объективным, выясняя мотивы, цели и отношения участников ситуации. Если ваше решение будет явно на руку одной из сторон, это приведёт к новым разногласиям. Если не получается принять решение, не ущемив кого-то из участников, решите, как можно компенсировать сложное решение.

Кадр из фильма "Офисный беспредел".
Lydiard Films, Mind the GAP Productions, Rumble Riot Pictures, Вольга
Кадр из фильма "Офисный беспредел".

4. Ищем крайнего. HR поможет?

Екатерина Кес, клинический детский и семейный психолог, предупредила, что чем дольше конфликт не разрешается, тем более глубоким и хроническим он становится – и тем сложнее будет его разрешить. Вероятно, потребуется медиатор.

– Для HR-отдела компании очень важно своевременно замечать такие конфликты и способствовать их устранению и решению, – объяснила она. – Это можно сделать, пригласив конфликтующих сотрудников на беседу, где сотрудник HR отдела может выступать как медиатор, чтобы разобраться в ситуации. Затем о решении, к которому обе стороны придут во время такой беседы, можно сообщить всем остальным сотрудникам на общем собрании.