Оценщики рассказали про особенности своей работы

27 ноября назначено календарем "Днем оценщика". Как оказалось, работа оценщика имеет много общего с работой детектива, геммолога или химика
Оценщики рассказали про особенности своей работы
Предоставлено Аукционным домом "12-ый стул"
Кольцо Оболенского похоже на сэндвич: у кандального металла подкладка золотая.

Репортёр Metro узнал все подробности профессии оценщика, причем с разных сторон, заглянув в ломбард и аукционный дом. Спикеры отвечали на следующие вопросы:

1. Расскажите о месте, в котором вы работаете оценщиком

2. Как строится обычный день оценщика?

3. Вы работаете в белых перчатках?

4. Как вы определяете цену той или иной вещи?

5. Была ли какая-то особенная вещь, которую вам приходилось оценивать?

Иван Ефимов, антиквар, ведущий эксперт аукционного дома "12-ый стул"

Иван Ефимов.
Предоставлено Аукционным домом "12-й стул"
Иван Ефимов.

1. Акционный дом "12-ый стул" - это, можно сказать, наше с женой детище, которому уже пять лет. Мы оба окончили экономический факультет МГУ. Когда-то у нас был букинистический магазин, который с годами расширился. Это не просто бизнес, а увлечение, которое стало делом жизни. 

2. Никаких временных рамок нет. Потому что для большинства наших клиентов коллекционирование далеко не основная деятельность. То есть, встречи могут назначаться после основной работы. 

3. Отношение к перчаткам делит музейщиков во всем мире на два лагеря. Одни верят, что нужно работать в белых перчатках, а другие считают, что привилегия коллекционера  - возможность иметь тактильный контакт. Мы перчатки надеваем, когда имеем дело с хрупкими предметами, которые можно повредить. Но в основном без перчаток.

4. При работе с коллекциями у нас, в первую очередь, встаёт вопрос не цены, а установления ценности предмета. Получив вещь в работу, мы изучаем её провенанс (историю владения , происхождение), обращаемся в музеи, изучаем каталоги выставок, где вещь могла быть представлена. Работаем как настоящие детективы. В день аукциона всё проходит как в фильме “Лучшее предложение”: зал, аукционист, бабочка, молоток

5. Кольцо декабриста Оболенского! Однажды бабушка владельцев кольца увидела по телевизору передачу про нас. И в итоге владельцы позвонили нам и рассказала про архив Токарева. Мы сначала подумали, что речь про певца или ещё кого-то. А выяснилось, что речь про Фёдора Токарева, создателя пистолета "ТТ" (самозарядный пистолет, разработанный в 1930-м году – Прим. Ред.). У него был огромный личный архив, а ещё сохранилось декабристское кольцо. На наши плечи легло доказательство подлинности кольца. Мы раскопали, что жена сына Токарева была прямым потомком сестры декабриста Оболенского: сохранились бумаги, семейная хроника, генеалогия. Декабристы отлили кольца из кандального металла и носили их как символ свободы. Металл оказался плохоньким, поэтому декабристы решили укрепить кольца золотом, переплавленным из украшений жён. Всего существует около десятка таких колец, все они хранятся в музеях. Достоверно известно только про два кольца в частных руках. Одно из них продавалось у нас. В день аукциона его начальная цена была в районе двух млн рублей, а ушло оно за шесть.

А ещё этим летом мы продавали маленькую часть архива Луки, святого русской православной церкви и одного из ведущих учёных и хирургов 20-го века. Он является основоположником школы гнойной хирургии. По его учебникам до сих пор учатся студенты. Мы были первыми в России, кто занимался аукционной продажей предметов святого. Я даже помыслить не мог, что мы доработаем до такого. Нам принесли коробку вещей с очень понятным провенансом. Там все подтверждалось. На аукционе торговалось несколько человек. Думаю, мы о них ещё услышим, так как они планируют передать часть предметов в церковь. На старте торгов сумма вещей была два млн рублей, а ушло всё за около 80 млн в разные руки.

Жанна Софинова, товаровед-оценщик Мосгорломбарда

Жанна Софинова.
предоставлено Жанной Софиновой
Жанна Софинова.

1. В штате более 150 товароведов-оценщиков, с которыми можно пообщаться буквально по всей Москве. Специализируемся мы на оценке драгоценных металлов, ювелирных украшений, мехе, а также электронике и бытовой технике. Наши товароведы - эксперты во всех этих областях, поэтому нужно быть немножко химиком, немножко ювелиром-геммологом, немного экспертом по меху и электронике. Но главное желание и интерес, потому что мы проводим обучение с нуля, организуем стажировки. Любой человек может попробовать свои силы. 

2. Товаровед-оценщик в 8 утра уже готов встречать клиентов. Утром проходит обязательный пересчёт залогового имущества, в течение дня есть задачи по заполнению метрик объектов, высчитываются плановые и фактические показатели. Смена заканчивается в 8 вечера.

3. Перчатки - это не совсем про нас. Наши основные инструменты – это пинцет, реактивы и лупы. 

4. Товаровед проверят пробу с помощью реактивов либо методом гидростатики (метод измерения плотности, использующий закон Архимеда – Прим. Ред.) удостоверяется в подлинности и отсутствии "скрытых деталей", производит точное взвешивание и назначает цену. На оценку влияет множество факторов: это и наличие вставок, состояние и многое другое. Кроме того, если клиент уже был у нас и не запомнился чем-то негативным, то тогда оценка вещи может быть выше. Кстати, отдельная история с оценкой золотых часов. Обычный ломбард оценит такие часы просто по весу золота. Поэтому, например, дорогие швейцарские часы стоит отнести в специализированный ломбард, где учтут марку, год и сложность механизма. А ещё технологии уже дошли до того, что появляются роботизированные ломбарды размером с банкомат. Правда, пока в тестовом режиме. Принцип работы прост: кладёшь в него колечко, он его проверяет, оценивает и выдаёт вердикт цены. Если клиента устраивает, то после идентификации клиента робот моментально зачисляет деньги на банковскую карту. 

5. Однажды клиентка хотела сдать в ломбард макет здания из чистого золота весом 60 кг. Для оценки это оказалось сложной задачей, так как  металл был очень толстый, требовалось понять, нет ли внутри напаек. По сути, макет надо было пилить на куски, чтобы проверить. Но в итоге клиент не согласился на такой шаг.