Первые лётные очки защищали пилотов вовсе не от солнечных лучей

На выставке в в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ России показано, как менялись лётные очки по мере того, как самолёты становились быстрее и взлетали выше
Первые лётные очки защищали пилотов вовсе не от солнечных лучей
Василий Кузьмиченок / Metro
Лётные очки 1970–80-х гг.

Первый опыт

Первые лётные очки защищали от обморожения и попадания на лицо пыли и остатков топлива.
Василий Кузьмиченок / Metro
Первые лётные очки защищали от обморожения и попадания на лицо пыли и остатков топлива.

В первом зале музея можно увидеть модели первых самолётов с открытыми кабинами. В 1903 году братья Уилбур и Орвилл Райт представили первый самолёт с двигателем, он выделял топливо, которое попадало на лицо.  И сначала лётные очки появились прежде всего для защиты лица пилота от пыли и остатков топлива. 

– В коллекции нашего музея есть несколько старинных лётных очков. Самые редкие датированы началом 20-го века – очки на меху для утепления и к ним кожаный шлем. Они предохраняли от обморожения. Сейчас такие очки с мехом используют только полярники, – рассказала Юлия Сигорская, директор Центрального дома авиации и космонавтики ДОСААФ России. 

Кстати, в России очки с двойными линзами (защищали переднюю часть и боковую) первыми начали носить с 1900 года машинисты железной дороги, поскольку кабины вагонов третьего класса тоже были открытые. 

Всё выше и выше

Со временем самолёты стали летать выше, поэтому средства защиты лётных экипажей приобрели ещё большее значение. Первые солнцезащитные очки были созданы именно для лётчиков. 

– В коллекции нашего музея есть стандартные очки той эпохи, выполненные с двумя шарнирными штифтами. Такую модель начала выпускать американская компания Union Hardware & Metal Company, на выставке можно рассмотреть страницу из их каталога 1940 года с разными моделями очков-авиаторов. Это сделало очки гораздо удобнее  благодаря тому, что они гнулись на переносице и можно было использовать только одну линзу, – пояснила Юлия Сигорская. 

Такие очки на шарнирах, изобретённые в первой половине 20-го века, имеют почти современный вид.
Василий Кузьмиченок / Metro
Такие очки на шарнирах, изобретённые в первой половине 20-го века, имеют почти современный вид.

Очки военных лётчиков нужно было сделать удобными и максимально безопасными. В Великобритании Джон Вуд запатентовал многослойное стекло – триплекс, которое не разбивалось на осколки. Сперва его использовали для лобовых стёкол автомобиля, а с 1912 года триплекс стали применять в изготовлении защитных очков пилотов Королевских военно-воздушных сил. В 1917 году, когда Америка вступила в войну, американцы усовершенствовали эту технологию и задали новый стандарт в производстве лётных очков. 

Самая узнаваемая модель солнцезащитных очков – "авиаторы" американского бренда Ray-Ban.
Василий Кузьмиченок / Metro
Самая узнаваемая модель солнцезащитных очков – "авиаторы" американского бренда Ray-Ban.

– Знаменитые очки-"авиаторы" компания Ray-Ban запатентовала в 1939 году. Новые очки с антиблоковыми и ударопрочными линзами и металлической оправой были очень лёгкими, тёмно-зелёные линзы надёжно защищали от ультрафиолетовых лучей (Ray Ban – сокращённое от banned from the rays, что дословно переводится как "защищён от излучения"), – сказала Metro коллекционер старинной оптики Юлия Карбовская. 

Легендарный завод

Большинство экспонатов на выставке – из собрания петербургского коллекционера Юлии Карбовской.
Василий Кузьмиченок / Metro
Большинство экспонатов на выставке – из собрания петербургского коллекционера Юлии Карбовской.

В России производством очков с 1892 года занималась Витебская очковая фабрика (после революции получившая имя Розы Люксембург), на ней выпускали защитные очки для рабочих, а с 1930-х  – лётные очки. В начале Великой Отечественной войны фабрика была эвакуирована в посёлок Суксун Пермского края, и Суксункский оптико-механический завод стал производить очки для лётчиков-истребителей.

По словам Юлии Карбовской, сегодня форма очков осталась такой же,  все новшества касаются в основном оптики.
Василий Кузьмиченок / Metro
По словам Юлии Карбовской, сегодня форма очков осталась такой же, все новшества касаются в основном оптики.

– В Советском Союзе лётные очки делали тоже в металлической оправе, использовали прорезиненные материалы, чтобы они прочно прилегали к лицу, крепились с помощью ремешка. Кстати, на Суксунском заводе до сих пор производят качественные, на современном уровне, лётные очки для пилотов. В их каталоге более 400 моделей, –  добавила Юлия Карбовская

Кстати

Легендарный советский лётчик Григорий Речкалов был дальтоником. С детства грезивший полётами, он сумел поступить в лётное училище, но впоследствии был отчислен из-за “цветовой слепоты”– в СССР считалось, что дальтоникам не место в авиации. С началом Великой Отечественной войны в связи с острой нехваткой лётчиков его тоже призвали. На медосмотре он сказал: “Я отличаю свои самолёты от вражеских, этого вполне достаточно”. Лётчик-дальтоник стал дважды Героем СССР, одним из выдающихся советских асов.