Почему Лефортовский тоннель в Москве строился так тяжело – даже Ельцин выходил к народу

В 2003 году Лефортовский тоннель замкнул Третье транспортное кольцо. Это самый длинный, самый глубокий и самый таинственный тоннель Москвы
Почему Лефортовский тоннель в Москве строился так тяжело – даже Ельцин выходил к народу
Фото из фондов Музея Москвы
Лефортовский мост. Общий вид в процессе строительства. 1940.

В Музее истории Лефортово показали связанные с ним артефакты, а в Институте Генплана рассказали, какими трудностями сопровождалось строительство и какого исторического достояния могли лишиться москвичи, если бы власти отказались от Лефортовского тоннеля. 

Когда строили Лефортовский тоннель, Ельцин выходил на баррикады

Историю одной из трёх кольцевых магистралей можно назвать драматичной. Четыре хордовые трассы, которые должны были охватить Москву по периметру, появились ещё в Генплане 1971 года. 

– Когда началось строительство ТТК, улица Беговая, тоннельное пересечение с Ленинградским шоссе, Сущёвский вал на пересечении с проспектом Мира – всё находилось на одном уровне, – рассказывает руководитель транспортно-инженерного центра Института Генплана Татьяна Сигаева. – После того как построили путепровод через железнодорожные пути под Митьковской соединительной веткой и подошли к Бакунинской улице, нужно было входить в район Лефортово, и тут жители восстали.

Протест лефортовцев был вполне обоснованным: трасса должна была пересечь Яузу и Лефортовский парк вдоль Красных казарм. На пути оказались исторические здания – Вдовьи дома и палаты Щербакова.

– В 1986 году Вдовьи дома, которые были построены в 19 веке архитектором Иваном Машковым на средства московских меценатов, начали готовить к сносу, – старший научный сотрудник Музея истории Лефортово Владимир Кузнецов показывает архивные фотографии. – К тому времени в районе уже снесли исторические торговые ряды и магазины в стиле модерн. Около Вдовьих домов выставили наряды милиции, но люди вышли на протесты, противостояние силовиков и активистов доходило до формата “стенка на стенку”. Подключились пресса и учёные, которые готовили основания для наделения этих зданий статусом памятников архитектуры.

Снос угрожал и более ценному памятнику 18 века – палатам купца Щербакова на Бакунинской улице, в которых, по легенде, останавливался Павел I. 

– Когда строительство подошло к палатам Щербакова, жители Лефортова вышли и не пустили экскаваторы. Люди стояли и дежурили, даже бросались под строительную технику, чтобы не допустить разрушения архитектурного памятника, – рассказывает Татьяна Сигаева. – Тогда на место приехал Борис Ельцин, который был первым секретарём Московского горкома ЦК КПСС. Он сказал: “Оставьте Лефортово в покое”. 

Палаты Щербакова хотели снести ради строительства ТТК
Фото Музей Москвы
Палаты Щербакова хотели снести ради строительства ТТК

Лефортовский тоннель называют тоннель смерти – а есть ли мистика?

Строительство ТТК заморозили больше чем на десять лет. Татьяна Сигаева объясняет, что в поиске альтернативы кольцу обсуждались полукольца – западное и восточное, сейчас это северо-восточная и юго-восточная хорды. 

– Всё это время Институт Генплана выполнял работу по поиску трасс. Было порядка восьми или девяти вариантов обхода Лефортово, но, как говорится, “нас там не ждали”, – продолжает Сигаева. – На пути ТТК была не только историческая застройка Лефортово, но и часть кладбища, и территория Старообрядческого монастыря на улице Войтовича, которой не так давно вернули прежнее название – Старообрядческая.

Решение проблемы нашли в виде строительства эстакады над базой “Метростроя”, заводами “Красное знамя”, Московским вагоноремонтным заводом им. Войтовича и тоннеля под Яузой. Архитектор Юрий Громченко, который тогда работал в Институте Генплана, предложил использовать в работе проходческий щит “Херренкнехт” 14 метров в диаметре, который прокопал тоннель под Эльбой. Его стоимость была баснословной, поэтому проект вызвал жёсткую критику со стороны оппозиционных политических сил. Но тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков и его заместитель Владимир Ресин решили, что пойти на эти затраты необходимо, и щит купили. Его макет можно увидеть на выставке. По словам Владимира Кузнецова, суперщит потом использовали при строительстве Московского метрополитена.

– Входную бетонную камеру для щита построили в районе Бакунинской улицы, было предложено строить тоннель открытым способом вдоль набережной Яузы, – говорит Татьяна Сигаева. – Жители Лефортово боялись, что может просесть почва под домами, и специалисты поставили маячки на исторических зданиях, чтобы отследить изменения от вибраций. Волновались напрасно: все здания остались в целости и сохранности. 

Лефортовский тоннель замкнул ТТК
Агентство "Москва"
Лефортовский тоннель замкнул ТТК

По словам Владимира Кузнецова, в процессе строительства под снос попали некоторые корпуса университета имени Баумана, но историческую застройку полностью удалось сохранить. А университету взамен построили новый корпус. 

Лефортовский тоннель быстро оброс легендами: говорили, что аварии в нём происходят неспроста – есть на то мистические причины. Об этой и других городских легендах Metro писало раньше. Но историки уверяют, что всё это выдумки: в трёхкилометровом тоннеле водители теряли концентрацию из-за искусственного освещения и однообразного мелькания стен. В целях безопасности скорость в тоннеле ограничили, а рядом построили пожарное депо. 

Строительство моста через Яузу, 1940.
Фото из фондов Музея Москвы
Строительство моста через Яузу, 1940.
На выставке “Кольца Лефортово”, кураторами которой выступили историки Наталия Смолянинова и Александр Змеул, представлены археологические находки, сделанные во время строительства тоннеля, архивные фотографии, старинные планы и карты, открытки и другие раритеты.