Погрузимся в танцевальный перформанс, встречаясь с художниками по маршрутной карте

В Москве состоялся перформанс в формате сеанса одновременной игры. Корреспондент Metro включилась в процесс и взяла руководство в свои руки
Погрузимся в танцевальный перформанс, встречаясь с художниками по маршрутной карте
Танцевальный перформанс закончился в формате быстрых свиданий.
Елена Дружинина / Предоставлено пресс-службой театра "Балет Москва"

Дано: Балет Москва, Фестиваль-школа современного искусства "Территория". Мероприятие: "Сеанс одновременной игры". Место действия: Музей современного искусства. Что ждать от мероприятия, выяснять некогда – через полчаса начало. На месте разберёмся. Спешим. 

Бежим по городу, а в голове крутится Остап Бендер, играющий в шахматы. Открываем дверь в музей, и первое, что получаем в руки, – маршрутную карту с фразой: для просмотра спектакля просим ознакомиться с зином (малотиражное издание. – Прим. ред.). Секунда перевести дыхание. Всё-таки великий комбинатор ни при чём. Ждёт нечто иное, причём сразу в шести залах. Наша группа начинает с № 6. 

Заходим в зал, распределяемся по периметру и ждём. По правилам действия начинаются со звукового сигнала. 

Итак, первый из нашего списка – перформер в зале. Звучит текст, сначала как абракадабра. Но вскоре ухо привыкает, а мозг соглашается, что справится – готов и включиться в процесс. Минута другая, и мы, как единая группа, ходим по залу, следуя требованию "положить" в одну руку успех, а в другую – впечатления. Потом звучит команда потянуться к прошлому (делаем движение рукой назад), и примириться с кем-то из врагов (тоже делаем движение рукой назад и мысленно дотрагиваемся до человека). Сигнал. Переходим в другой зал.

Наведите камеру на QR-код и откройте сайт. Инструкция выполнимая – действуем. В результате в руках у нас пульт управления перформером № 2. Решать зрителю, будет ли художник танцевать или рассказывать о себе, мучиться или наслаждаться. Зал может реагировать, менять свой выбор и решения друг друга. Спасать или выматывать исполнителя? Наблюдаем. Сигнал. 

Движение художника зависит от решения зрителя.
Движение художника зависит от решения зрителя.
Елена Дружинина / Предоставлено пресс-службой театра "Балет Москва"

Зал. Сигнал. Следующий. 

Подбрасываем в копилку художнику новые танцевальные движения. Сигнал. Наблюдаем, как перформер оттанцовывает монолог о наболевшем – многостраничной, но незавершённой диссертации. Тяжёлый груз. Сигнал.

Пора знакомиться с исполнителями в формате быстрых свиданий. У каждой стены на стуле сидит один из пяти перформеров и ждёт, когда один из зрителей займёт место напротив и задаст вопрос. Корреспондент Metro в собеседники выбрала Анастасию Пешкову, осмелившуюся ради искусства отдать пульт управления  собой в руки зрителей-незнакомцев. Вопрос простой: готов ли художник к роли жертвы в руках зрителя? Ответ: таковы правила игры. Но зал не единая команда под руководством одного лидера. Каждый зритель имеет возможность нажать на кнопку – изменить ситуацию, спасти художника. Сигнал.

Сеанс одновременной игры завершён. Спешим.

В ограниченном пространстве выставочного зала, с небольшим количеством зрителей, когда действие развивается на расстоянии вытянутой руки, перформанс становится камерным, почти интимным актом взаимного соавторства. Моя роль как хореографа в этом проекте — направляющая и вдохновляющая. Мой вызов заключается в отказе от авторитарного способа создания произведений искусства.
Анна Абалихина, хореограф, лауреат "Золотой маски"
Перформеры "Сеанса одновременной игры" сделали завявления языком танца.
Перформеры "Сеанса одновременной игры" сделали завявления языком танца.
Перформеры "Сеанса одновременной игры" сделали завявления языком танца.
Перформеры "Сеанса одновременной игры" сделали завявления языком танца.
Перформеры "Сеанса одновременной игры" сделали завявления языком танца.
Перформеры "Сеанса одновременной игры" сделали завявления языком танца.1/5
Елена Дружинина / Предоставлено пресс-службой театра "Балет Москва"