"Пошёл бы я с собой в разведку?": учитель года из Москвы вёл фронтовые записи на СВО вплоть до своей гибели

Бывший десантник преподавал ОБЖ, а после начала СВО вернулся в армию. В этом году Геннадий погиб, выполняя боевое задание. Мы пообщались с мамой Геннадия, узнали о том, какими талантами он обладал и какие записи он вёл на фронте
"Пошёл бы я с собой в разведку?": учитель года из Москвы вёл фронтовые записи на СВО вплоть до своей гибели
Из личного архива Старуновых.
Геннадий Старунов любил свою работу и мечтал вернуться туда после СВО.

За свою короткую жизнь Геннадий многое успел, словно ощущая: времени у него в обрез. В Московскую школу имени Маршала Чуйкова он устроился на работу, уже имея опыт службы в ВДВ и диплом психолога.   

– Ему предложили попробовать себя в качестве учителя ОБЖ, – рассказывает Metro мама Геннадия Елена. – Гена ответственно подходил к любому делу и поэтому решил пройти обучение по каждому блоку, входящему в ОБЖ. 

Например, после уроков он шёл работать в службу телефонного доверия, где научился психологическому консультированию. Затем аттестовался на спасателя и даже после обучения нередко выезжал на смены.   

– В школе его обожали, он легко мог заинтересовать детей, – продолжает мама. – Гена иногда вспоминал свой первый урок: он рассказывал об уголовной ответственности, и даже хулиганистые подростки слушали с огромным интересом! 

Когда началась СВО, Геннадий не мог остаться в стороне и ушёл на фронт. Начал вести блог "Фронтовые заметки", где писал о жизни в боевых условиях. 

– У него хороший слог, это отмечают читатели. Был и писательский опыт. Гена – автор книги "Чувствовать кожей" и соавтор книги "Письмо себе", – говорит Елена.  

А в его фронтовых записях есть такие слова: "На поле боя всегда есть те, кто падает первым, – раненые. Они становятся мишенью для врага, магнитом для авиации и огня. Когда группа эвакуации добирается до одного из таких бойцов, они видят мужчину, истекающего кровью, но с ясным и твёрдым взглядом. Он смотрит на них и спокойно говорит: "Нет. Там впереди молодые парни ранены. Забирайте их".

Геннадий во время боевых действий всегда старался помогать однополчанам чем мог.
Из личного архива семьи Старуновых.
Геннадий во время боевых действий всегда старался помогать однополчанам чем мог.

Геннадий погиб в свой день рождения – 18 июля. 

– Утром я записала ему голосовое. В конце поздравления я просила его жить, остаться живым. Очень больно, что он не успел услышать эти слова. Мне кажется, если бы услышал, всё могло бы быть иначе.

На СВО Геннадий вёл дневниковые записи, дав им название "Фронтовые заметки". Елена поделилась некоторыми из них.

Из записей Геннадия

"Пошёл бы я с собой в разведку?"

"Однажды по заданию я спустился в низину, где было болото. Через него проходила единственная тропинка. Выполнив разведку местности, я снова оказался в низине и не нашёл эту тропинку.

Она исчезла, растворилась на местности. 

Решил пройти вдоль болота — шагаю, шагаю и натыкаюсь на растяжку с гранатой. Если бы задел, мог попрощаться с жизнью. Решил аккуратно повернуть от этого места и вернуться назад. Но тропинки так и не увидел. Принимаю решение перейти болото и карабкаться по склону. Меня охватили такие эмоции от своей беспомощности, ух! Злюсь на себя, еле сдерживаюсь, чтобы не ругаться: "Ну как можно было сбиться с пути?!"

При переходе болота замочил ноги, чуть не утопил ботинок, но с Божьей помощью перебрался на другой берег. Вышел — передо мной плотные ветки кустарников, да ещё и метров пятьдесят наверх карабкаться. Тупик.

Что делать? Идти назад по болоту не хочется. Начал подниматься по склону, прорубая себе путь собственным телом. Ветки хлещут по лицу, кусты, словно в детских сказках, цепляются за меня, не пускают вперёд. Медленно, еле-еле поднимаюсь по склону. Время для меня остановилось.

Думал ли я, что склон мог быть заминирован? И да, и нет. Такое ощущение, что я попал в плен к дикой природе. На какое-то время поймал панику внутри себя. 

Хотел бы я лично пойти в разведку с таким человеком? Ответ — нет. Потому что нарушил все мыслимые и немыслимые критерии безопасности. Да и к физическим возможностям тела появились вопросы..."

Их было семь

"Наш гранатомётный расчёт выдвинулся ночью, чтобы сменить братишек, отстоявших свою смену. Мы шли в темноте, стараясь не шуметь, в надежде, что наше передвижение не заметят. Но нас отслеживали. Чувство тревоги витало в воздухе, как тень, не покидая ни на минуту. Только мы заняли позицию, как прямо в нас полетел снаряд. Я почувствовал, как земля под ногами вздрогнула, и сердце замерло. Пробив землю, он не взорвался. Через три секунды — ещё один, и снова ничего. И так до семи раз. Каждый новый снаряд вонзался в землю рядом с нами, образуя вокруг нашего места круг из неразорвавшихся боеприпасов.

Меня трясло от случившегося ещё часа два. Я сидел на земле, пытаясь осознать реальность происходящего. Вокруг царила тишина, но внутри меня бушевали эмоции — страх, недоумение и глубокая благодарность. Я никогда не видел такого количества неразорвавшихся боеприпасов. Это было похоже на чудо: мы оказались в центре настоящего адского вихря и остались живы. Почему они не взорвались? Этот вопрос крутился у меня в голове, как заколдованный. Я вспомнил о тех, кто ждал нас дома, — о родных и близких, которые переживают за нас и молятся. В этот момент я почувствовал невероятную силу этих молитв, словно невидимая защита окружала нас.

Каждый снаряд — это не просто кусок металла; это символ опасности и смерти. Но сейчас они стали чем-то другим — напоминанием о том, что где-то там есть люди, которые верят в нас и надеются на наше возвращение...

Семь снарядов остались лежать в земле как напоминание о том ужасе, который мы пережили. Но они также стали символом надежды и силы человеческой связи. Мы живы благодаря любви и молитвам тех, кто верит в нас..."

Геннадий на одном из уроков в Школе имени Маршала Чуйкова.
Из личного архива семьи Старуновых.
Геннадий на одном из уроков в Школе имени Маршала Чуйкова.

Недавно Елену Старунову пригласили в школу, где работал её сын, и вручили орден Мужества. 

– На встрече было много друзей Гены. Школьники зачитывали его рассказы из книги "Чувствовать кожей". Учителя и дети сделали на всю стену большие плакаты с важными моментами его жизни. А потом мы посадили рядом со школой деревце клёна с табличкой "Дерево Героя" – в память о моём сыне. А я изо всех сил старалась не плакать.

Досье

  • Родился 18 июля 1986 года в Раменском районе. 
  • 2003–2009 годы – учёба в Российском православном институте св. Иоанна Богослова.
  • 2009–2010 годы – служба в ВДВ.
  • 2011–2022 годы – учитель ОБЖ Школы имени Маршала Чуйкова в Москве.
  • 2022 год, май – победа в конкурсе "Учитель города Москвы", стал лауреатом всероссийского конкурса "Учитель года России". 
  • 2022 год, октябрь – на СВО.
  • Погиб 18 июля 2025 года.