Потомок Муравьёвых-Апостолов отреставрировал усадьбу предков, не выезжая из Швейцарии

Кристофер Муравьёв-Апостол стал одним из героев цикла "Дворянское гнездо". Репортёр отправилась на Старую Басманную к директору Музея-усадьбы Муравьёвых-Апостолов Гульнаре Тигулёвой
Потомок Муравьёвых-Апостолов отреставрировал усадьбу предков, не выезжая из Швейцарии
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Музей-усадьба Муравьёвых-Апостолов на Старой Басманной.

Корни в Рязани, потомок – в Женеве

Кристофер – правнук сестры декабристов Муравьёвых-Апостолов – проживает сейчас в Женеве (Швейцария) и кроме родного португальского свободно говорит на французском, английском, немецком, а также хорошо знает русский. Он-то и решил в 2000 году отреставрировать усадьбу, принадлежавшую его предку Ивану Матвеевичу Муравьёву-Апостолу. 

Семейное гнездо декабристов приспособили под нужды общества

– Во второй половине XIX века усадьба стала общественным зданием, – рассказывает Metro Тигулёва. – Здесь была открыта школа для сирот – Александро-Мариинский детский дом с ночлежным отделением для девочек, в котором проживало 20–25 человек. Вся парадная анфилада здания превратилась в учебные классы. 

После Октябрьской революции 1917 года этот приют стал районной школой, ею и оставался до 1920-х.

– К сожалению, школа закрылась в связи с тем, что начали увольняться педагоги из-за классовой чистки. А многие воспитатели и гувернантки были как раз из семей священнослужителей, – поясняет Гульнара. – С 1930-х по 1970-е годы здесь располагались различные учреждения, последним из которых стало строительное управление Первомайского района Москвы, которое довело дом до аварийного состояния. В 1970-е годы московская власть вспомнила о желании наркома просвещения Анатолия Луначарского открыть здесь Музей декабристов. Эта задумка была реализована в 1986 году, но музей проработал лишь пять лет ввиду поспешно проведённой реставрации.

Спустя почти 100 лет усадьба вновь попала в руки потомков

В 1999 году здание было выставлено на аукцион – выбирался арендатор, который провёл бы реставрацию. 

– Претендентов было трое: представитель одного из московских банков, ресторанного бизнеса и потомок декабристов Муравьёвых-Апостолов – Кристофер, – рассказывает Гульнара.– Конечно, решающую роль в выборе арендатора сыграла родственная связь Кристофера с бывшими владельцами усадьбы – декабристами Муравьёвыми-Апостолами. К тому же только он планировал создать музей.

Таким образом, в 1999 году в Москву приехал потомок декабристов – не гражданин РФ, да ещё и желающий отреставрировать усадьбу на собственные средства! Это был беспрецедентный случай. С 2000 года здание закрепили за ним на 49 лет.

Реставрация усадьбы на Старой Басманной шла с 2000 по 2012 год. Музей вновь был открыт в 2013-м.

Репортёр Metro  Юлия Фильчакова с директором музея Гульнарой Тигулёвой в бальном зале отреставрированной анфилады усадьбы.
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Репортёр Metro Юлия Фильчакова с директором музея Гульнарой Тигулёвой в бальном зале отреставрированной анфилады усадьбы.

По словам Гульнары, родственники отговаривали Кристофера заниматься реставрацией усадьбы. 

– Он даже не представлял, что отреставрировать дом в России гораздо сложнее, чем в Европе. Когда начались работы, Кристофер был обескуражен тем, что в России нет рынка антикварных стройматериалов – в отличие от Европы. За границей ведь как делают? Разобрали старое шале. И если человек хочет создать аутентичную обстановку в новом шале, он может купить детали разобранного домика на рынке, так же как черепицу, и  дверные ручки, и паркет – всё это есть в продаже.

Так выглядела усадьба (до реставрации Кристофером ) в 1995 году.
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Так выглядела усадьба (до реставрации Кристофером ) в 1995 году.

Кристофер попал в сложную ситуацию, но не падал духом.

– Он заказал мастерам изготовить деревянные рамы, правда, с современными стеклопакетами, – рассказывает директор музея. – Старые рамы уже не подлежали восстановлению. Каждый свой шаг он согласовывал с Департаментом культурного наследия Москвы. Например, очень бережно были восстановлены двери (правда, дверные ручки были утрачены, пришлось заменить на другие).

Парадная лестница.
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Парадная лестница.

Мебель, которую можно увидеть сегодня на Старой Басманной, – антикварная, начала XIX века, тщательно отобранная Кристофером.

Антикварная мебель начала ХIХ века в детской комнате.
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Антикварная мебель начала ХIХ века в детской комнате.

– Вот, например, секретер, который он купил на одном из аукционов, где бывает часто, – рассказывает Гульнара Тигулёва. – Стремясь к аутентичности в интерьерах, потомок декабристов поставил цель – мебель должна быть выполнена именно в стиле русский ампир, а не французский или итальянский, которые также были популярны во времена его предков. 

Отец Кристофера Андрей и дядя Алексей в 1990-е годы приезжали в Москву три раза. Они подарили Российскому фонду культуры различные вещи, принадлежащие их предку Матвею Ивановичу Муравьёву-Апостолу.

– Например, художественно-поэтический альбом Екатерины Муравьёвой-Апостол, прапрабабушки Кристофера. Эта реликвия относится к периоду правления Николая I и восстанию декабристов. Екатерина была фрейлиной императрицы – супруги Николая I, – поясняет Тигулёва. – В этом альбоме масса автографов широко известных поэтов той поры. А в последний свой приезд Андрей и Алексей привезли 370 томов библиотеки Муравьёвых-Апостолов, которые Российский фонд культуры распределил по разным музеям. В самом музее Муравьёвых-Апостолов осталось только 5 книг.

В планах Кристофера – наполнить усадьбу новыми интересными вещами. Например, отправить своего портретиста в Русский музей Петербурга, где он сделает копию портрета юных декабристов кисти Жан-Лорана Монье.

Справа – репродукция картины Жан-Лорана Монье. На ней изображены: Анна Семёновна Муравьёва-Апостол с детьми – Матвеем и Екатериной.
Vasil Kuzmichonak / v.k@inbox.ru
Справа – репродукция картины Жан-Лорана Монье. На ней изображены: Анна Семёновна Муравьёва-Апостол с детьми – Матвеем и Екатериной.

Сохранённая потомком декабристов и бережно отреставрированная усадьба несколько лет назад привлекла внимание кинематографистов. Здесь снимали ряд сцен фильма "Союз Спасения" (2019).

– Кристофер видел этот фильм, но у него, как и у нас, историков, к нему сложилось двоякое отношение, – рассказывает Гульнара. – С одной стороны, он рад, что картина вышла, что съёмки проходили в стенах усадьбы. Всё это приятно. Ему нравится глубина актёра Леонида Бичевина, сыгравшего декабриста, подполковника Сергея Муравьёва-Апостола, хотя внешне артист не похож на него. Но, по словам Кристофера, актёр смог передать натуру декабриста. А с другой стороны, в этом фильме есть исторические неточности, ведь он художественный. Понятно, что режиссёры стремились усилить интригу. Поэтому и мы, сотрудники музея, и Кристофер к этому фильму отнеслись с пониманием.

Род Муравьёвых-Апостолов произошёл от рязанского боярина Василия Алаповского, жившего в XV веке. Изначально представители рода были Муравьёвыми, а "Апостол" в фамилии появился в 1801 году – постарался владелец московской усадьбы на Старой Басманной, дипломат и литератор Иван Матвеевич, объединивший род. 

Трое сыновей Ивана Матвеевича были декабристами. После подавления восстания Ипполит застрелился, Сергей был казнён, а Матвей приговорён к каторжным работам, впоследствии заменённым на вечное поселение в Сибири. 

Самые известные люди из рода Муравьёвых (Муравьёвых-Апостолов):

– граф Владимир Леонидович Муравьёв – художник-пейзажист, супруг актрисы Веры Комиссаржевской, а затем её сестры Надежды;

– адмирал Пётр Петрович Муравьёв – начальник Главного управления кораблестроения, помощник морского министра Российской империи, эмигрировавший в Париж. Там он возглавлял Военно-морской исторический кружок имени адмирала А. В. Колчака.