При выборе продукции стоит обращать внимание на специальную маркировку товара

Metro изучило, что это за система и как она помогает потребителям не нарваться на некачественный фейк
При выборе продукции стоит обращать внимание на специальную маркировку товара
Shutterstock
Основная задача систем маркировки – гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции.

На днях федеральная таможенная служба России выявила сеть магазинов, торгующих контрафактной обувью. Организация BigShop, где обнаружили подделки, осуществляла торговую деятельность на юге страны, а также на Урале и в Сибири. Недобросовестный продавец реализовывал фейки разных категорий обуви под видом оригинальной. Выявить злоумышленников удалось благодаря национальной системе цифровой маркировки.

Как это работает

Основная задача государственной системы "Честный знак" – гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции. Этапы работы маркировки выглядят следующим образом:

  1. Производитель товаров наносит на них уникальный цифровой Data Matrix код или другой тип маркировки, который заранее присваивается уполномоченным государством оператором Центром развития перспективных технологий.
  2. Он позволяет проследить весь путь товара на каждом этапе — от завода до потребителя. Полученный код крайне сложно подделать.
  3. В магазине код товара сканируется продавцом, а сам он размещается на полке для продажи.
  4. Перед покупкой потребитель может отсканировать уникальный код через приложение системы и убедиться, что перед ним оригинальный товар, соответствующий описанию.
  5. Как только товар продаётся на кассе, уникальный код выходит из оборота.
При помощи мобильного приложения и уникального кода потребитель легко узнает, оригинал перед ним или подделка.
"Честный знак"
При помощи мобильного приложения и уникального кода потребитель легко узнает, оригинал перед ним или подделка.

Система подвергалась критике

Если для потребителя всё выглядит более чем приемлемо, то бизнесмены придерживались другого мнения. Завод "Карат", который производит плавленые сырки "Дружба" и "Янтарь", а также творожный сыр Violette, в случае введения обязательной маркировки молочной продукции грозился перенести производство из России в Белоруссию. Гендиректор завода Евгений Гребнев заявлял, что у компании нет технической возможности установить оборудование для нанесения маркировки на всём производстве. Его поддержали и другие предприниматели. Георгий Житмарев, гендиректор молочного завода "Пискарёвский", оценил рост стоимости продукции на 10% только из-за увеличения расходов на маркировку и логистику. Но несмотря на критику, обязательную маркировку молочной продукции всё равно ввели.

Какие ещё системы маркировки действуют в РФ

На территории России действуют и другие системы маркировки, в том числе "Меркурий" и ЕГАИС. Если "Честный знак" занимается отслеживанием уже готовой продукции, то "Меркурий" делает это на стадии производства. Под их контролем находятся мясокомбинаты и молочные заводы, птицефабрики, производители рыбной продукции, морепродуктов, а также продуктов с содержанием веществ животного происхождения.

Единая государственная автоматизированная информационная система, она же ЕГАИС, в свою очередь отслеживает объёмы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. От этой обязательной маркировки освобождаются только изделия, попадающие в категорию сувенирной алкогольной продукции в нестандартной таре. Для проверки товара федеральная служба выпустила приложение "АнтиКонтрафакт Алко".

С какого года в РФ маркируют товары:

• Алкогольная продукция: с 21 декабря 2005 года.

• Шубы: с 12 августа 2016 года.

• Сигареты и папиросы: с 1 марта 2019.

• Обувь: с 1 июля 2019.

• Духи и туалетная вода, шины и покрышки, товары лёгкой промышленности, фотокамеры: с 1 декабря 2019.

• Молочная продукция: с 1 декабря 2021.