Ричард Гир предложил Тельману Исмаилову снять фильм про него и про Черкизовский рынок

19 августа в Сети выходит документальный сериал "Черкизон. Ад и Рай новой России", рассказывающий историю легендарного Тельмана Исмаилова. Metro поговорило с автором и режиссёром проекта Вадимом Ватагиным про феномен легендарного бизнесмена, находящегося в международном розыске
Ричард Гир предложил Тельману Исмаилову снять фильм про него и про Черкизовский рынок
/ Кадр из сериала / Okko
В "Черкизон. Ад и Рай новой России" вошло много оперативной хроники.

Идея проекта о Черкизовском рынке родилась из личных воспоминаний?

– Я сам из Питера, так что личных воспоминаний об этом рынке у меня нет. Но фигура Тельмана Исмаилова в 90-х была настолько масштабной, что, конечно, легенды о нём и о его связях долетали и до нас.

Серии "Черкизона" называются как главы «Божественной комедии» Данте, только в другом порядке – "Рай", "Ад" и "Чистилище".

– Мы не хотели снимать фильм из цикла "Криминальная Россия". Это история про то время, про виды человеческого греха, про человеческую природу, которая не меняется. Ведь и Тельман Исмаилов, и Черкизовский рынок – явления неоднозначные. С одной стороны, на рынке были контрабанда и криминал, но сколько семей благодаря "Черкизону" просто не умерли с голода. Для тех, кто видел Исмаилова только по телевизору, он – исчадие ада, а для близкого круга –  спаситель и величайший меценат.

Вадим Ватагин.
Okko
Вадим Ватагин.

Вам удалось разговорить многих знакомых Исмаилова. 

– Поиски спикеров заняли больше всего времени. Многие не стали общаться – не хотели раскрывать себя. Кто-то наотрез отказывался, кого-то уговаривали, но в итоге они слетали. Самого Исмаилова не удалось уговорить.

Лично с ним общались?

– Да, я ездил к нему в Черногорию. Я даже думал, что сразу и интервью сможем снять, но в итоге он не сказал нет, но и не сказал да. Скорее всего, он хотел просто посмотреть в глаза человеку, который делает про него фильм. Тема же острая, и ему было важно понимать – может, это чей-то заказ.

Какое впечатление произвёл на вас Тельман Исмаилов?

– Не могу сказать, что я его хорошо узнал. Но когда он меня принимал у себя, я чувствовал, что это большой человек. От него исходит энергия силы.  Даже сейчас, когда он уже не в том статусе, в котором был.

Как живёт? Чем занимается?

 – Не знаю, чем занимается. По меркам обычного человека живёт шикарно. Наверное, раньше роскоши было больше, но, ему хватает, я думаю. Другое дело, он загнан в угол – в России возбуждены дела против него, международный розыск. Но он встречается с друзьями, он не в изоляции.

В сериале много звёзд с упоением вспоминают о дружбе с Тельманом. Но ощущение, что их отношения были основаны на чистой корысти.

– В фильме есть эпизод, где Марк Захаров поднимает тост за Исмаилова и говорит, что Тельман – это человек, который "украсил Москву своим присутствием". Можно же было просто сказать: "Тельман, спасибо тебе огромное за помощь!" И всё. Не петь дифирамбы. Если бы он так не думал – зачем бы он такое говорил? Возможно, потому что "Ленком" мог закрыться, если бы не Исмаилов. И видимо, Тельман умел вызывать к себе такие эмоции. И вызывает. Знаю, что многие известные люди с ним до сих пор поддерживают отношения. Тот же Геннадий Хазанов. Я свидетель того, как Тельман ему звонил.

Много звёзд шоу-бизнеса отказались давать комментарии для сериала?

– Достаточно много. Так что наша история — ещё и о благодарности и её отсутствии. Та же Лада Дэнс удивлялась, что многие из тех, кто общался с Тельманом в своё время, отказались сниматься  – хотя они принимали его подарки. Но если друзья у него остались, значит они были не купленные друзья.  

Вы пытались взять комментарии у зарубежных звёзд, которые выступали на банкетах Тельмана? У той же Дженнифер Лопес?

– Пытались, но надо учитывать ситуацию в мире. Наверное, если бы мы снимали сериал до ковида и других событий – было бы проще связаться. Но сам Исмаилов до сих пор общается с некоторыми из зарубежных звёзд, например с Ричардом Гиром, которому он помогал финансировать тибетский фонд. И, по словам Исмаилова, Ричард Гир при участии "Нетфликса" собирался сам снимать фильм про "Черкизон".  

Серьёзно?

– Мне это преподнесли как ответ на моё предложение: "Зачем я буду сниматься в твоём фильме? Не лучше ли мне согласиться на предложение Ричарда Гира?" А мне и крыть нечем. Но я бы с удовольствием посмотрел фильм Ричарда Гира про Черкизовский рынок. (Смеётся.) Интересно, как бы он это снимал.

Что сильнее всего поразило в истории Исмаилова?

– Меня удивило, что Черкизовский рынок кормил не только представителей разных сфер деятельности в России – политиков, сотрудников правоохранительных органов. Этот рынок кормил Китай! Представляете? Закрытие "Черкизона" стало ударом по китайской экономике, потому что целый регион работал под заказы этого рынка. Это невероятно! Другой вопрос, почему с Тельманом случилось то, что случилось. Возможно, ему нужно было почувствовать момент и вовремя уйти в другую сферу. Ведь Черкизовским рынком владел не один Тельман, но его партнёры нормально функционируют и сейчас. Как сказал Иосиф Пригожин: "Одни люди горят, а другие тлеют"...