Россияне смогут получить заграничные заказы по Интернету со скоростью внутрироссийских

Грядущей весной россияне начнут получать зарубежные заказы со скоростью внутрироссийской доставки благодаря эксперименту, который запускает правительство
Россияне смогут получить заграничные заказы по Интернету со скоростью внутрироссийских
William Potter/Shutterstock
Импортная интернет-торговля может оживиться, заказы из-за рубежа будет возможность получать быстрее.

С 1 апреля 2023 года в нашей стране заработают таможенные "бондовые" склады для оформления бизнесом ввозимой в Россию продукции для интернет-торговли. Декларируется, что это упростит процедуру доставки и получения продукции гражданами на маркетплейсах.

Скорость молнии

Эксперимент будет проводиться по апрель 2024 года на базе инфраструктуры "Почты России". В отечественной таможенной службе отмечают, что нововведение "является новаторским решением".

– Его реализация в России сделает порядок совершения таможенных операций в отношении таких товаров более гибким и прозрачным: упростит процедуру таможенного декларирования и уплаты таможенных налогов и пошлин, облегчит процесс доставки товаров потребителю, – заявил начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Дмитрий Жуков.

Процедура учёта на складах национального почтового оператора будет вестись в электронной форме. В самой организации Metro пояснили, что запуск эксперимента по "бондовым" складам является "важным этапом для рынка и для всех, кто более двух лет работал над этой инициативой". 

– Условия эксперимента позволят онлайн-ретейлерам завезти товар в Россию и хранить на складе "Почты России" без прохождения таможенных процедур до момента отправки заказа покупателю. Таким образом, сроки доставки зарубежных товаров будут такие же, как и для внутрироссийских отправлений, – рассказали в пресс-службе почтового ведомства.

Марш несогласных

Как пояснили Metro участники рынка, изначально в инициативе были заинтересованы все – Wildberries, Ozon, "Яндекс Маркет" и АliExpress. Но в итоге  большинство участников рынка постигло разочарование.

Как рассказал Metro президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, выгоды маркетплейсам работать по новой схеме нет.

– Потому что когда товар приходит на такой склад, приходится платить за маркировку, тратить время и деньги на сертификацию, это задерживает товар, а время – деньги, – говорит собеседник. По его словам, "на выходе польза от инициативы нивелирована и сведена на нет".

С ним солидарен и директор по взаимодействию с органами государственной власти Ozon Александр Васильев. По его словам, в текущем виде эксперимент по запуск "бондовых" складов будет иметь лимитированный эффект. 

– Ограничения, налагаемые требованиями к эксперименту, могут создавать серьёзные издержки для иностранных продавцов, и это снизит их заинтересованность к выходу на российский рынок через "бондовые" зоны. Чтобы расширить доступный для потребителей ассортимент, необходимо создать привлекательные условия для иностранных продавцов. Одним из таких условий может стать распространение порога беспошлинного ввоза на электронную торговлю через "бондовые" склады, – рассказал Metro Александр Васильев.

Как рассказал Metro собеседник с рынка маркетплейсов, пожелавший остаться неназванным, инициатива работать не будет. 

– Новая процедура ничем не отличается от обычного импорта: за товар, пришедший на склад, платятся НДС, пошлины, проводится и оплачивается сертификация. В идеале "бондовые"  склады обеспечили бы независимость от логистических цепочек, так как заранее оптовая партия перевозится на склад, прогнозируя спрос, и обеспечивается оборот. Но издержки для продавцов слишком высоки, – скептичен собеседник.

"Заграница нам поможет!"

Напомним, сейчас порог беспошлинной  зарубежной торговли составляет 1000 евро, а на товары сверх этой суммы надо платить пошлину 15%.

Александр Васильев обращает внимание, что "Почта России" обладает огромной сетью пунктов выдачи и качественной инфраструктурой.

– В то же время включение маркетплейсов в эксперимент позволило бы усилить эту синергию и существенно расширить скорость и доступность отправки товаров по стране благодаря высоким логистическим мощностям рынка электронной коммерции, – оптимистичен собеседник.

При этом, по мнению Александра Иванова, нынешний эксперимент признан решить одну важную проблему: после начала СВО и ввода антироссийских санкций в мае начался товарный голод у потребителей.

– Где-то готовы заменить айфоны на другие марки телефонов. Но уже отсутствует конкуренция. Раньше импорт на торговых площадках непродовольственных товаров составлял под 80%. Однако сейчас импортные товары уходят, так как у граждан нет возможности платить за рубеж. Но у компаний возможность трансграничных платежей есть, – отмечает эксперт.