Розовое одиночество и зелёное отчаяние расцвели в новом спектакле "Говори со мной"

Режиссёр Эльдар Трамов представил в Театре им. Вахтангова постановку по сборнику пьес Теннесси Уильямса "Пятёрка теннисистам"
Розовое одиночество и зелёное отчаяние расцвели в новом спектакле "Говори со мной"
Владимир Федоренко / @ РИА "Новости"
Актёры в сцене из спектакля "Говори со мной" режиссёра Эльдара Трамова по пьесам Теннесси Уильямса из сборника "Пятёрка теннисистам" в Театре имени Евгения Вахтангова.

О чём спектакль

Писатель и его миры

На сцене – Писатель (Карен Овеян) с признаками творческого беспокойства: он в ярости разбрасывает исписанные им листы, пытается утопиться, сунув голову в аквариум без воды, и сетует на окружающие его "чувство непостоянства" и "жуть неискренности и необязательности". Его сменяют созданные им герои: спятившая богатая дама, художник и его муза, оперная дива, привокзальная проститутка и выясняющая отношения пара. Иногда к писателю заходят мать, сестра и приятель, диалоги с которыми перетекают в речи выдуманных персонажей так, что реальность писателя растворяется в выдуманных им мирах.

Постановка основана на сборнике из пяти пьес Теннесси Уильямса "Пятёрка теннисистам", написанных с 1940 по 1950 год. Пьесы эти в отечественных театральных кругах до сих пор были практически неизвестны. Их когда-то перевёл писатель Василий Аксёнов, и не так давно сборник случайно нашёл в букинистическом магазине молодой вахтанговский режиссёр Эльдар Трамов.

Актёры Карен Овеян и Екатерина Крамзина в сцене из спектакля "Говори со мной" режиссёра Эльдара Трамова в Театре имени Евгения Вахтангова.
Владимир Федоренко / @ РИА "Новости"
Актёры Карен Овеян и Екатерина Крамзина в сцене из спектакля "Говори со мной" режиссёра Эльдара Трамова в Театре имени Евгения Вахтангова.
ЦИТАТА
В нашем спектакле пять историй, в которых есть два общих мотива. Первый – мотив одиночества, отчуждённости творческого человека, его неспособности в полной мере ощутить себя частью прекрасного целого. Второй – мотив спасения человека в придуманном мире. Придуманный мир у Уильямса выстрадан самим человеком, этот мир хранит его от бессмысленного существования. Уильямс, наверное, ярче, чем другие драматурги, представляет то, как результаты творчества влияют на личную жизнь человека творящего, созидающего. Название спектакля "Говори со мной" выбрано даже не потому, что это часть названия одной из пьес. Когда мы произносим: "Говори со мной", мы будто даём обещание, что будем слушать. Человек, которому это сказали, понимает, что его хотят вывести из молчания, которое может не только созидать, но и разрушать. "Говори со мной" – это обращение и к Богу, и к человеку. У Уильямса много Бога в его произведениях, он общается с Ним очень индивидуально, очень личностно. Это общение становится порою конфликтным, но от этого ещё более честным.
— Эльдар Трамов, режиссёр

Впечатления

Розовый, жёлтый, синий, зелёный

Для всего сценического действа характерна текучесть, диффузорность происходящего: пять разворачивающихся на сцене историй будто "перетекают" друг в друга, обмениваясь героями и мотивами. Этого удаётся добиться, во-первых, за счёт исполнения одними и теми же актёрами нескольких ролей: у Карена Овеяна их три, ещё у трёх актёров – по две (Виталий Иванов, Данила Гнидо, Александра Стрельцина). Во-вторых, ещё в большей степени текучесть действа обеспечивает постоянное сквозное присутствие на сцене героев всех сюжетов: отыграв роль, они мелькают в чужих для себя историях, перемещаясь по сцене в танцевальных эпизодах, прогуливаясь вдоль кулис и подпевая музыкальным вставкам. 

Эта коллективная сценическая вовлечённость в общее действо в конце концов связывает в диалоговое целое грозящие отвалиться друг от друга реплики, которые бросаются словно с целью не наладить коммуникацию с собеседником, а подчеркнуть её невозможность. В значительной степени отчуждение и бессмысленность попыток наладить диалог – один из вечных мотивов пьес Уильямса, так что в этом смысле авторский замысел передать на сцене определённо удалось. Местами избыточная бессмысленность разговоров в какой-то момент наводит на мысль о трудностях перевода, но это искупается щедро дополняющими их маленькими пантомимами, которые в конце концов начинают захватывать зрительское внимание сами по себе как отдельное явление. Да и какую обдуманность можно ожидать, например, от монолога обезумевшей от одиночества и засевшей дома на годы мисс Лукреции Колинз, которой "так трудно встречаться с людьми снаружи". Её отчаяние и характер блестяще переданы в выразительнейшем исполнении Яны Соболевской

Актриса Яна Соболевская в сцене из спектакля "Говори со мной" режиссёра Эльдара Трамова в Театре имени Евгения Вахтангова.
Владимир Федоренко / @ РИА "Новости"
Актриса Яна Соболевская в сцене из спектакля "Говори со мной" режиссёра Эльдара Трамова в Театре имени Евгения Вахтангова.

Для творческого метода Теннесси Уильямса характерна эстетизация личности как изначально обладающей данным свыше даром свободы. Драматург наделяет этим ощущением слабых, лишённых житейской хватки, мечтательных натур, которые ломаются под гнётом жестоких обстоятельств. Эта эстетизация передана в постановке через колоритное сценические решение: у каждой истории на сцене свой цвет – розовый, жёлтый, синий, зелёный, белый. И в каждом сюжете удивительно красивые костюмы у героинь – главных выразительниц уильямсовской идеи неустойчивости этого мира. 

Настоящим апофеозом и своеобразной кульминацией всей постановки стала история "В книжном магазине", разыгранная одной актрисой – народной артисткой России Мариной Есипенко. Здесь нет ни одного вопроса ни к монологу, ясность и полнота которого заставила пробудиться всех, кто что-то недопонял в предыдущих сюжетах, ни к гениальной игре актрисы, мгновенно создавшей на сцене магию момента. История решена в изумрудных тонах: на сцене вдруг появляется огромная зелёная роза, перед которой, как ещё один диковинный цветок, поведала свою историю оперная певица в сверкающем изумрудном платье. И, пожалуй, лучшего визуального воплощения одной из главных тем поэтики Уильямса – взывающего к милосердию человеческого отчаяния – придумать было нельзя, и ради одной этой розы и этой магнетической певицы стоит увидеть весь этот спектакль. 

Актриса Марина Есипенко в сцене из спектакля "Говори со мной" режиссёра Эльдара Трамова по пьесам Теннесси Уильямса в Театре имени Евгения Вахтангова.
Владимир Федоренко / @ РИА "Новости"
Актриса Марина Есипенко в сцене из спектакля "Говори со мной" режиссёра Эльдара Трамова по пьесам Теннесси Уильямса в Театре имени Евгения Вахтангова.

Фишки

Музыкальные моменты

В спектакле есть несколько музыкальных и танцевальных номеров: первые замечательны не только подбором мелодий (итальянские, испанские и американские песни, блюзы и соул), но и живым их исполнением. Каждый ансамблевый танец заканчивается эффектной мизансценой, которая так и просится в кадр.

Подслушано в театре

"Недавно думала: вот бы поставили Уильямса, – и вот он".

"Потрясающая сценография. Мне нравится, когда возникает какая-то картинка".

"Что такое 200 мест в зале для многотысячного города".