
Какие цифры
– При официальной инфляции в 8–9% правительство установило предельный индекс роста тарифов ЖКХ на уровне 11,9%, – рассказывает Metro Константин Крохин, председатель Жилищного союза, член комитета по ЖКХ ТПП РФ, юрист. – При этом действует скрытый механизм дополнительного повышения тарифов: по закону регионы вправе прибавить ещё до 4%, что и делают массово. В Москве рост на тарифы ЖКХ составляет 15 ,4%.
В некоторых регионах рост на отдельные коммунальные услуги ещё значительнее – от 20 до 94%. Это, по словам юриста, самое крупное повышение тарифов за последние 15–20 лет.
– Мы возвращаемся в 90-е, – считает он. – Тогда тарифы росли ежегодно двузначными темпами. При Лужкове – до 35% в год, но один раз в 12 месяцев. Сейчас повышение происходит дважды: в январе и в июле. Так, в январе 2025 года подорожали содержание и ремонт – на 31%, а по отдельным статьям – на все 50%. В июле – ещё минимум на 15%.
Рост тарифов – не всегда зло
При этом не все эксперты оценивают ситуацию однозначно. Некоторые называют повышение тарифов вынужденной, но необходимой мерой, позволяющей отрасли удержаться на плаву.
– С 1 июля действительно произошло рекордное за последние годы повышение всех коммунальных тарифов, до этого много лет цены росли на 4, 6, максимум 8% – подтвердила Metro Ирина Генцлер, директор направления "Городское хозяйство" Фонда "Институт экономики города". – Такое повышение связано с тем, что тарифы долгие годы сдерживались и отставали от общего уровня инфляции. А значит, предприятия ЖКХ получали меньше, чем им требовалось для нормальной работы.
По словам Генцлер, даже после индексации тарифы всё ещё не компенсируют накопившийся "разрыв", а ситуация в отрасли остаётся напряжённой. Особенно остро проблема стоит в водоснабжении: зарплаты сотрудников ниже среднерегиональных на 40–50%, кадры массово уходят в строительство и промышленность.
– Это напрямую влияет на нашу повседневную жизнь – риски сбоев в подаче воды, тепла и электричества становятся всё выше, – объясняет эксперт. – Инфраструктура изношена: сети были построены 50 лет назад и давно нуждаются в ремонте. Мы живём на остатках советской инженерии, поэтому государство вынуждено идти на повышение тарифов, чтобы хотя бы частично сбалансировать систему.
По словам Ирины Генцлер, средства от повышения тарифов пойдут в первую очередь на зарплаты, материалы и ремонт.
– Только за счёт платы граждан всю инфраструктуру не модернизировать. Нужны бюджетные вливания, особенно в регионах с малым населением, где производство коммунальных услуг обходится дороже из-за логистики и низкой плотности потребителей, – объясняет эксперт.
Почему регионы страдают больше
По мнению юриста Крохина, во многих регионах внедряются такие схемы на тарифы ЖКХ, которые лишь увеличивают нагрузку на потребителей.
– Например, в Екатеринбурге была применена схема "альтернативной котельной", что привело к росту платы за отопление на 94%, – рассказывает он. – Было 2400–2500 рублей за гигакалорию, стало 4800. ТСЖ города обратились к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой отменить это решение, но пока ещё ответа не получили.
Сильный рост тарифов зафиксирован и в других регионах.
– Во Владимире стоимость отопления повысится на 49,3%, в Иваново отопление в ряде случаев вырастет на 51,7%, а в Кохме – на 60,5%, – перечислил Крохин. – В Омской области и. о. губернатора Рустам Мингазов 25 июня изменил повышение тарифов по Омску с 16,1 до 39,6%. Отопление в столице области теперь увеличат на 43,3%. Это системная проблема, которая усугубляется отсутствием реального контроля.
Как считает член Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Московской области Юлия Белехова, разница в тарифах по регионам объясняется утверждёнными программами и решениями региональных комитетов по ценам и тарифам. Эти структуры обязаны предоставлять экономические обоснования по каждому случаю.
– Просто так говорить "я думаю, что это много" – неправильно, – считает она. – Есть справки и цифры. Да, контроль за ними пока неидеальный, но без него даже самые правильные решения не дадут результата.
"Счётчики спасут кошелёк"
Белехова уверена: говорить, что сэкономить невозможно, – ошибочно.
– Если у вас стоят индивидуальные приборы учёта, вы платите только за то, что потребили, – утверждает она. – У меня большая семья, но все знают: просто так воду не лить, стиральную и посудомоечную машинку запускать ночью – дешевле. Электросчётчики бывают одно-, двух-, трёхтарифные – можно выбирать.
По словам эксперта, без индивидуальных приборов учёта оплата идёт по нормативу и зависит от количества прописанных.
– Часто в квартире зарегистрирован один человек, а проживает больше, но оплачивают по нормативу – это несправедливо, – подчёркивает собеседница. – С другой стороны, если в квартире прописано несколько человек, а живёт один, и у него нет счётчиков, то он будет переплачивать.
Помощь положена, но надо просить
Генцлер обращает внимание: психологический эффект от повышения тарифов зачастую преувеличен. На деле большинство россиян тратят на коммуналку не более 10% своих доходов, а в Европе эта цифра может доходить до 40%, особенно с учётом аренды или ипотеки.
– Если бы тарифы были по-настоящему непосильными, люди массово обращались бы за субсидиями, – считает она. – Но число таких обращений снижается год от года. Это говорит о том, что плата по-прежнему остаётся в рамках доступного.
Эксперт уточняет, что система субсидий гибкая: если расходы на ЖКХ превышают определённую долю от дохода семьи, можно рассчитывать на компенсацию. Причём в Москве эта пороговая доля самая низкая – всего 10% против 22% в других регионах.
– В столице около 40% семей охвачены мерами поддержки: это адресные субсидии, компенсации и другие формы помощи, – добавила Генцлер. – Причём получить её просто – достаточно обратиться в МФЦ. Специалисты подберут программу и помогут с документами.
Читайте также: 88 миллионов жертв: как не попасться на удочку афериста