Служит искусству и приносит удачу: в музее Станиславского застраховали дверь

Metro попросило заведующую Домом-музеем Станиславского рассказать, в чём ценность этой двери и какие приметы связаны с ней у актёров
Служит искусству и приносит удачу: в музее Станиславского застраховали дверь
Предоставлено Музеем МХАТ
Эту дверь художник Фёдор Сологуб создал для замка, служившего декорацией для спектакля "Скупой рыцарь" в 1888 году.

Уникальная дверь в Доме-музее К. С. Станиславского теперь застрахована на миллион рублей. Это подарок от известной страховой компании Музею МХАТ в год 160-летия великого режиссёра. Договор страхования включает полный пакет рисков на случай утраты или повреждения имущества в результате пожара, залива, стихийных бедствий, противоправных действий третьих лиц или кражи. 

Изначально дверь была частью рыцарского замка. Его создал художник Фёдор Сологуб для спектакля "Скупой рыцарь", который 25-летний Константин Станиславский поставил на свои деньги и сыграл в нём роль старого барона.

– Тогда о Станиславском впервые широко заговорили как о невероятно талантливом актёре и режиссёре. Как мог молодой человек так потрясающе сыграть старика? После того как спектакль сняли с репертуара, он перенёс дверь в свой семейный дом в Большом Каретном, где жил до революции, – рассказала Metro Анаит Овчинникова, заведующая Домом-музеем К. С. Станиславского. 

Из дома в Большом Каретном театрального режиссёра выселили вместе с семьёй и мебелью. Поэтому в 1922 году по просьбе Станиславского дверь установили в его кабинете в особняке в Леонтьевом переулке, который стал для него последним домом. 

В 1948 году в этом доме был создан мемориальный музей, рассказывающий о жизни великого реформатора театра, который возглавила его дочь Кира Фальк. Впоследствии Дом-музей Станиславского стал частью Музея МХАТ.

Для двери прорубили отдельную нишу таким образом, чтобы гости могли свободно проходить в кабинет режиссёра, минуя так называемую красную комнату, которая служила репетиционным залом оперной труппы Большого театра. "Красная комната" была государственным помещением, и сюда посторонним входить запрещалось.
Анаит Овчинникова

Сегодня эта дверь стала своего рода символом, привлекающим внимание посетителей музея и особенно актеров, режиссеров, операторов и студентов театральных вузов. В советские времена у актёров МХТ возникла примета, согласно которой перед премьерой надо потереть ручку двери. Некоторые даже говорили, что, если прислушаться, из-за двери можно услышать одобрительное "Верю!" от Станиславского. 

– Многие знаменитые актёры МХТ тёрли дверную ручку: Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Борис Плотников, Наталья Гундарева, Валерий Гаркалин…Константин Хабенский тоже, когда приходит в наш музей, пользуется случаем и не забывает подёргать ручку, – перечислила Анаит Овчинникова. – Но далеко не всем мы разрешаем трогать музейный экспонат. Студентам говорим: когда станете известными артистами, разрешим испытать примету, а пока учитесь.