
Зоя Владимировна Гончарук (Сорокина) – лейтенант медицинской службы, красивая женщина без возраста, участница клуба фронтовых подруг "Катюша". Врач-отоларинголог, профессии посвятила 54 года. В Электростали на улицах с ней здоровались бывшие пациенты, жалея, что она на пенсии. Репортёр Metro была лично с ней знакома и записывала её истории о войне.
В июне 1944-го Зоя Владимировна окончила Горьковский мединститут.
– Все мы знали, что практически сразу нас отправят на фронт, поэтому постарались провести вечер так, чтобы он запомнился, – вспоминала она. – Нам дали по ложке винегрета, кусочку хлеба и глотку разбавленного медицинского спирта. И это действительно запомнилось!
Весь курс отправили на 2-й Украинский фронт. Везли на передовую в товарных вагонах. Медики видели через открытые двери во что превратились деревни, пережившие оккупацию, – разруха и выжженная земля.
Отдел кадров фронта находился в Белгороде, в 150 километрах от передовой. Медиков распределили по госпиталям. Зою отправили в полковой медицинский пункт, и первое впечатление стало шокирующим.

– Я зашла в палатку, чтобы доложить о прибытии, и увидела майора Нелюбова – это военврач, мой старший коллега. Весь его халат буквально был пропитан кровью, а вокруг стонали и кричали раненые. И тут я посмотрела чуть в сторону: в самом обычном деревянном ящике в углу палатки лежали ампутированные руки и ноги... И хотя я сама медик, стало не по себе.
До Зои Владимировны в части сменилось три младших врача: двое погибли, третий был ранен – немцы бомбили палатки с красным крестом. Нелюбов и его жена – старший фельдшер – Сорокину берегли. Но однажды она едва не погибла при переправе: осенью 1944-го форсировали реку Тиссу. Началась бомбёжка. Зою и одного из медиков оглушило взрывной волной, они упали в воду. Фельдшер погиб, а Зоя доплыла до разрушенного моста, вцепилась в арматуру. Солдаты, которые бросились на помощь, с трудом разжали её руки – так силён был страх утонуть.
После контузии она отлежалась всего три дня, а дальше – снова спасать раненых. Врачи Советской армии помогали не только раненым бойцам, но и местным жителям.
– В Чехословакии произошёл такой случай: к нам в медпункт пришла женщина. На руках – трёхлетний мальчик с оторванной ногой.
Ребёнок без сознания. Из сбивчивого рассказа стало понятно, что подвал, где прятались жители, немцы забрасывали гранатами. Мальчика прооперировали, но он погибал от большой потери крови. И тогда Зоя сдала для него кровь – донорский опыт у неё был ещё со времён мединститута.
– Ребёнка спасли. Мы страшно переживали за него, солдаты госпиталя спрашивали о его состоянии. Конечно, восстановление было долгим, но все мы понимали: произошло маленькое чудо. Я называла этого мальчика кровным сыном русского врача. Была радость от того, что удалось помочь...
Зоя Владимировна умерла в 2015 году.