Снимали виды и искали вдохновение: зачем художники веками стремились в Москву

В преддверии Дня города петербургский Русский музей сделал москвичам роскошный подарок – выставку шедевров из своего собрания, рисующих облик Москвы на протяжении нескольких столетий
Снимали виды и искали вдохновение: зачем художники веками стремились в Москву
Елена Купцова
На выставке "Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея".

В одном из самых монументальных павильонов ВДНХ, Центральном, встречающим гостей сразу за аркой главного входа, разместилась выставка, которая обречена стать блокбастером. 115 полотен и икон, не считая скульптуры, из собрания Государственного Русского музея преодолели путь между двумя столицами, чтобы рассказать москвичам, как их родной город на протяжении веков вдохновлял гениев отечественного изобразительного искусства — от Андрея Рублёва до Натальи Нестеровой. 

— Благодаря основателю Русского музея Александру III в нашем собрании беспрецедентно много произведений с московскими сюжетами, — рассказывает генеральный директор Русского музея Алла Манилова. — Петербургские художники академической школы всегда стремились в Москву, как тогда говорили, "для снятия видов", чтобы наполниться впечатлениями, эстетикой, архитектурой, жизненным укладом допетровской столицы России. А император покупал эти работы и завещал их Русскому музею.

На выставке "Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея".
Елена Купцова
На выставке "Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея".
Алла Манилова, генеральный директор Государственного Русского музея
"Выставка для нас особенная – масштабная, знаковая, мы готовили её с командой правительства Москвы быстро, дружно, творчески, без налёта бюрократизма и равнодушия. Русский музей впервые работает напрямую с правительством Москвы, это наш подарок, наше послание москвичам".
Алла Манилова, генеральный директор Государственного Русского музея

Многое из привезённого на ВДНХ никогда не покидало стены родного музея. Так, впервые преодолели неблизкий для своего возраста путь шедевры московской иконописи — работы Симона Ушакова, Дионисия и Андрея Рублёва. Кисти последнего принадлежит и привезённая в Москву старейшая икона в собрании Русского музея — "Пророк Софония", датируемая началом XV века. Впервые покинуло стены Русского музея и полотно Михаила Нестерова "Святая Русь", и цикл картин художника екатерининской и павловской эпохи Жерара Делабарта.

15 работ Делабарта — не просто собрание замечательных жанровых сценок, но и уникальный исторический документ, который зафиксировал допожарную Москву — так в искусствоведении называют тот период в архитектурной жизни города, которого ещё не коснулся разрушительный пожар Отечественной войны 1812 года. Вот изображение стен Кремля, которые полностью застроены торговыми рядами — после нашествия Наполеона лавки больше никогда не восстанавливались. Шесть работ серии Делабарта относятся к неделе пребывания Павла I в столице после коронации в апреле 1797 года: он поручил художнику запечатлеть виды Коломенского, Царицына, Нового Иерусалима и Троице-Сергиевой Лавры. Кроме уже исчезнувших или ещё не появившихся здесь построек, картины Делабарта запечатлели и московские нравы прошедших времён.

— Посмотрите на это изображение района Серебряного бора, где на берегу пруда расположились многочисленные обнажённые мещанки, которые пришли искупаться и не испытывают никакого стеснения перед теми, кто пришёл на них поглазеть, — показывает на одну из картин заместитель генерального директора Государственного Русского музея по научной работе Григорий Голдовский.

Работы Жерара Делабарта на выставке.
Илья Питалев / @РИА Новости
Работы Жерара Делабарта на выставке.

Ещё один прилежный летописец допожарной Москвы — Фёдор Алексеев, которого петербургская Академия художеств отправила в столицу "снимать виды" за десять лет до Отечественной войны. Интересно, что его изображение крёстного хода на Красной площади и поныне размещается в Казанском соборе Санкт-Петербурга над могилой фельдмаршала Михаила Кутузова. 

Когда во второй половине XIX — начале XX века в моду вошёл историзм, художники начали массово обращаться к древней истории России, в которой Москве принадлежала важнейшая роль. Этим можно объяснить присутствие на выставке сюжетов, географически, казалось бы, со столицей не связанных, как, например, "Степан Разин" Василия Сурикова и "Святая Русь" Михаила Нестерова. Обе картины буквально год назад завершили процесс комплексной реставрации, которая вернула краскам шедевров первозданный вид. "Святая Русь" – своеобразный эпиграф всей выставки. 

Цифра
115
живописных полотен и икон, без учёта скульптуры, датированных от 1410 до 2018 гг., представлено на выставке "Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея".

– Это полотно – воплощение евангельского изречения, которое так подходит Москве: "Придите ко Мне все вы, усталые и обременённые, и Я облегчу ваше бремя", – говорит Григорий Голдовский. – Такой прямолинейный символизм оправдан социокультурным смыслом этой картины, написанной в московской стилистике воспитанником Московского училища живописи, ваяния и зодчества и обитателем Сивцева Вражка.

На выставке, кроме старой Москвы, есть и новая – именно так назван один из разделов экспозиции, охватывающий послереволюционные годы вплоть до новейшего времени. Торжественные или лирические сюжеты, виды нарядных московских площадей и скромных двориков – здесь целая стена отведена певцу середины московского ХХ века Юрию Пименову, который мастерски умел передавать всю палитру городских настроений. И именно в ставших архитектурной квинтэссенцией сталинского ампира стенах ВДНХ особенно уместно смотрятся шедевры живописного соцреализма кисти Исаака Бродского, Григория Шегаля, Александра Герасимова и Василия Ефанова. 

Генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова на выставке "Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея".
Елена Купцова
Генеральный директор Государственного Русского музея Алла Манилова на выставке "Образ Москвы в русском искусстве из коллекции Государственного Русского музея".

Совершая это удивительное путешествие по живописи нескольких веков, от 1410 до 2018 годов, постепенно понимаешь смысл присутствия на выставке "Торжественного заседания Государственного совета 7 мая 1901 года" Ильи Репина — монументального, почти девятиметрового шедевра, который в скрученном для перевозки виде по толщине приблизился к колонне зала, в котором его сейчас разместили. Среди изображённых на полотне портретов 81 сановника девять москвичей: генерал-губернатор древней столицы великий князь Сергей Александрович, обер-прокурор Синода Константин Победоносцев, министр земледелия Алексей Ермолов, министр путей сообщения Михаил Хилков, министр статс-секретарь великого княжества Финляндского Вячеслав Плеве. Хотя запечатлённая на холсте сцена разворачивается в Санкт-Петербурге, официальной столице Российской империи в годы создания картины, её сюжет связан с основанными именно в Москве правительствующими коллегиальными органами. Знаменитейшее полотно Репина, которое впервые покинуло стены родного музея ради Москвы, передаёт сущность столичного начала, персонифицированного в торжественном собрании выдающихся мужей своего времени, чья воля, разум и ответственность обеспечивают жизнедеятельность огромного государства. Проще говоря, эта картина о могуществе и красоте столицы России, временным приношением которой она и стала в эти предпраздничные для Москвы дни.