Солонка, табакерка и брошь Екатерины II: Москве показали ювелирные шедевры царской семьи

В Государственном историческом музее открылась иммерсивная выставка "Записки ювелира. Бриллиантовые истории"
Солонка, табакерка и брошь Екатерины II: Москве показали ювелирные шедевры царской семьи
ФОТО: ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
На выставке представлено несколько тематических залов, среди которых даже маковое поле

Во время правления императрицы Анны Иоанновны в Российской империи началась бриллиантовая эпоха – из Швейцарии в Петербург приехал молодой мастер Жереми Позье. Будущий придворный ювелир трёх императриц был прекрасным огранщиком и мастером своего дела, что подтверждает корона Российской империи. О ней, а также о табакерке и солонке Екатерины II Metro рассказала сотрудник экскурсионно-методического отдела Елена Захарова. 

Копия короны Российской империи

Копия короны Российской империи
фото ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Копия короны Российской империи

Подлинник короны, который хранится в Алмазном фонде Московского Кремля и никогда не выезжает за его пределы, был создан ювелиром царского двора Жереми Позье в 1762 году, когда Екатерина II в результате государственного переворота взошла на престол. Во время своей коронации тогда ещё будущая императрица желала блистать – по её заказу мастеру пришлось извлечь бриллианты из украшений, которые уже вышли из моды, а затем скомпоновать новую корону. Чтобы гармонично расположить на изделии все 5 тысяч драгоценных камней, мастер создал его восковую копию. На- верху он закрепил один из самых редких в мире камней – королевскую красную шпинель весом в 400 карат.

 В 2012 году к 250-летию коронации Екатерины II на смоленском заводе «Кристалл» была создана копия той самой короны. Повторить размер подлинных бриллиантов не представлялось возможным, поэтому ювелиры заместили большие камни 11 тысячами мелких, а вместо шпинели водрузили наверх турмалин – результат мы можем наблюдать сегодня в ГИМе. 

Бриллиантовая брошь царских особ

Бриллиантовая брошь царских особ
фото ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Бриллиантовая брошь царских особ

Такое украшение было самым востребованным в последней трети XVIII века. Чтобы понять, как его носили, стоит представить моду той эпохи – дамские наряды с узкой талией, пышной юбкой и глубоким декольте, где и красовалась такая веточка. Популярное украшение напоминало предмет поклонения всех дам – букет свежих цветов. Иногда ювелиры делали броши даже в виде вазочек, куда позже вставлялись цветы. Предположительно эта брошь принадлежала самой императрице Екатерине II.

Табакерка Екатерины II

Табакерка Екатерины II
фото ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Табакерка Екатерины II

Табакерок у российской императрицы было много: они были одним из видов пожалованяя, символом трудолюбия и труда на пользу государству. Как рассказала Елена Захарова, представленный на выставке экземпляр авторства художника Иоганна Готтлиба Шарфа мог быть вручён кому-то в качестве похвалы за деяния на пользу государству. Она была выполнена из эмали синего цвета и украшена бриллиантами. В центре – очень точно прорисованный образ улья со слетающимися пчёлками, а над ним надпись «Полезное» – один из девизов великой императрицы, который означал «посвятить свою жизнь на пользу государству».

Туалетный прибор Анны Иоанновны

Туалетный прибор Анны Иоанновны
фото ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Туалетный прибор Анны Иоанновны

Полностью выполненный из чистого золота туалетный прибор императрицы состоит из 46 предметов: различных коробочек и флаконов для косметических средств. Специально для выставки в Государственном историческом музее Бриллиантовая кладовая Эрмитажа в Санкт-Петербурге впервые «отпустила» в столицу только часть реликвии – два подсвечника, кувшин и большую коробку.

Туалетный прибор Анны Иоанновны стал сакральным для всего семейства Романовых – им пользовались императрицы. А если какая-либо представительница императорской семьи выходила замуж, то её прихорашивали к венцу именно перед этим туалетным прибором. Перед ним сидели все невесты, даже иностранные, которые выходили замуж за российских императоров – Николая I, Александра I.

Солонка с монограммой императрицы

Солонка с монограммой императрицы
фото ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Солонка с монограммой императрицы

Хотя эта солонка Екатерины II и не украшена бриллиантами, её значение от этого не уменьшается. Императрица использовала солонку в качестве дорожной – крышка открывается, а внутри 3 отделения, два из которых на одной стороне и одно – на другой. Все они для разных видов соли.

Шатлены императорской семьи

Шатлены императорской семьи
фото ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО МУЗЕЯ
Шатлены императорской семьи

XVIII век потрясал объёмами нарядов кавалеров и дам, и украшения для них требовались соответствующие – так появились шатлены.

Своеобразные цепи мужчины чаще всего закрепляли на пояс, а к ним цепляли кошельки или ножи. Однако на представленные в ГИМе императорские шатлены, украшенные драгоценными камнями, чаще всего крепили часы (английской работы – на выставке) – из-за своей редкости тогда они представляли такую ценность, что одновременно являлись и украшениями.