Соловецкий лагерь особого назначения показали глазами начальников и заключённых

В Музее архитектуры им. А. В. Щусева открылась совместная с Музеем истории ГУЛАГа выставка "Простой карандаш", посвящённая 100-летию с момента образования Соловецкого лагеря особого назначения
Соловецкий лагерь особого назначения показали глазами начальников и заключённых
Предоставлено пресс-службой Музея архитектуры им. А.В.Щусева
Фотография из Соловецкого альбома. Альбом фотографий Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН). Архангельская обл. Соловецкие о-ва. 1920–1930-е гг.

На выставке впервые представлены два альбома, позволяющие взглянуть на Соловки 1920–30-х гг. с двух разных ракурсов. С одной стороны, глазами лагерных начальников, которые делали фотографии для отчёта о работе ОГПУ как "идеального места для перевоспитания особо опасных преступников в полезных членов общества". С другой – взглядом заключённых Казаринова и Евневича, которые нарисовали и подробно описали более 400 архитектурных и археологических памятников Соловецкого архипелага, большинство из которых в настоящее время утрачены.

Казаринов П. К., Евневич А. А. Историко-археологические памятники
Соловецкого архипелага. Рукопись. Архангельская обл., Соловецкие о-ва. 1934 г.
Предоставлено пресс-службой Музея архитектуры им. А.В. Щусева
Казаринов П. К., Евневич А. А. Историко-археологические памятники Соловецкого архипелага. Рукопись. Архангельская обл., Соловецкие о-ва. 1934 г.

– Соловки – точка сложного сплетения истории: от уникального монастыря, столетиями охранявшего северные границы государства и ставшего культурным и хозяйственным центром Русского Севера, до масштабного эксперимента ХХ века, который положил начало системе ГУЛАГа. Через объектив фотографа, карандашные рисунки и фрагменты оригинальных текстов мы предлагаем посмотреть на Соловки глазами тех, кто почти столетие назад оказался на островах по своей воле против неё, — рассказала Metro куратор выставки Олеся Сириченко, сотрудник Музея истории ГУЛАГа, специалист по истории Соловков.

Оригинальные альбомы бережно представлены в витринах, на стенах – увеличенные копии эскизов, записей и фотографий.

На лагерных бланках, простым карандашом

Александр Евневич и Пантелеймон Казаринов рисовали на лагерных бланках, грамотах, стараясь зафиксировать  все детали архитектурных шедевров.
Предоставлено пресс-службой Музея архитектуры им. А.В.Щусева
Александр Евневич и Пантелеймон Казаринов рисовали на лагерных бланках, грамотах, стараясь зафиксировать все детали архитектурных шедевров.

Летом 1934 года Александр Евневич и Пантелеймон Казаринов обошли весь Соловецкий архипелаг (а это шесть крупных и более 200 мелких островов) и запечатлели все, что видели, стараясь зафиксировать даже малопримечательные детали архитектурных шедевров. Рисовали на лагерных бланках простым карандашом – деревянные церкви, хозяйственные постройки, кресты и колокола, древние каменные лабиринты, курганы.

– Эти любительские рисунки бесценны для историков архитектуры и до сих пор востребованы у реставраторов, восстанавливающих Соловецкий архипелаг. Примерно 80% этих объектов утрачены и сохранились только в этом небольшом альбоме в рисунках двух людей. 188 архитектурных объектов впервые получили фиксацию в виде эскизов, чертежей, замеров, – сказала Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А. В. Щусева.

Помимо рисунков двух заключённых, здесь можно ознакомиться с их документами, биографией – каждый из них внёс вклад в российскую науку. Оба учёных были расстреляны в 1937 году.

Он знал восемь языков… Ночами занимался своими изобретениями, которые рассматривал и одобрял лично Владимир Ильич Ленин. Он получил много патентов – как отечественных, так и зарубежных. Кроме того, он отлично играл по памяти всю классику и импровизировал. Стены были увешаны его картинами масляной краской. Письма писал маме только в стихотворной форме.
Из воспоминаний дочери Александра Евневича

Преступники и святые в одном кадре

Фотографии из альбома отражают инфраструктуру и быт Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН).
Предоставлено пресс-службой Музея архитектуры им. А.В.Щусева
Фотографии из альбома отражают инфраструктуру и быт Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН).

Второй документ, представленный на выставке, – альбом фотографий, отражающих инфраструктуру и быт лагерной жизни. Это своеобразный фотоотчёт, с помощью которого начальники Соловецкого лагеря докладывали о своей работе.

На снимках мы видим, что в недрах этого лагеря смерти трудились талантливые изобретатели и учёные, продолжавшие и здесь делать открытия. Они выращивали растения и разводили птиц, создали свой лагерный оркестр. Архиепископ Верейский Иларион, впоследствии причисленный к лику святых, работал вязальщиком рыболовных сетей. Есть на фотохронике и писатель Максим Горький в сопровождении лагерного руководства во время своего визита на Соловки в 1929 году.

Архиепископ Верейский Иларион был арестован в 1922 году. В Соловецком лагере работал рыбаком и вязальщиком сетей, лесником и сторожем.
Фото автора
Архиепископ Верейский Иларион был арестован в 1922 году. В Соловецком лагере работал рыбаком и вязальщиком сетей, лесником и сторожем.
Групповое фото оркестра Соловецкого лагеря особого назначения. 1920-е гг.
Фото автора
Групповое фото оркестра Соловецкого лагеря особого назначения. 1920-е гг.
Групповое фото заключённых – сотрудников Биосада  и администрации Управления Соловецких лагерей на фоне вольеров для птиц. 1920-е гг.
Фото автора
Групповое фото заключённых – сотрудников Биосада и администрации Управления Соловецких лагерей на фоне вольеров для птиц. 1920-е гг.

Кроме заключённых на чёрно-белых фотографиях запечатлены начальники – их имена упоминать не хочется, правда, одно имя многие узнают – Фёдор Эйхманс, руководивший Соловецким лагерем с 1923 по 1929 гг., – один из главных героев романа Захара Прилепина "Обитель".

Церковь Распятия Господня на г. Голгофе. Голгофо-Распятский скит. П.К. Казаринов. Сохранна
Фото автора
Церковь Живоначальной Троицы и каменный келейный корпус. Троицкий скит. П.К. Казаринов. Сохранны
Фото автора
Архитектурная деталь церкви Живоначальной Троицы. Троицкий скит. П.К. Казаринов. Сохранна
Фото автора
Крест на вершине валунного кургана "Городок Петра I". П.К. Казаринов. Курган– сохранен, крест – утрачен
Фото автора
Церковь преподобного Сергия Радонежского на о. Большая Муксалма. А.А. Евневич. Утрачена
Фото автора
Церковь Распятия Господня на г. Голгофе. Голгофо-Распятский скит. П.К. Казаринов. Сохранна1/5