Современная музыка просочилась сквозь бутылки с водой и жаркие объятия в Дом композиторов

Корреспондент Metro затесалась в толпу родственников и просвещённых, чтобы услышать, как студенты-исполнители в зале с органом импровизируют
Современная музыка просочилась сквозь бутылки с водой и жаркие объятия в Дом композиторов
Ирина Бабкина
Современные музыканты встретились в Доме композиторов.

Было известно не так много: музыканты со всей страны приехали на Третий Исполнительский практикум современной академической музыки. Курс закончился. Назначили отчётный концерт. Место действия: Дом композиторов. Отправилась в Брюсов переулок. 

Я у парадного входа. Осмотрелась, афиши нет.  Пару минут присмотрелась к потягивающимся зрителям. Задумалась, какое оно, современное искусство, если речь про музыку... И вдруг наблюдаю. Навстречу друг другу устремились две схожего силуэта девушки. Шаг, ещё один... – они ближе и ближе  друг к другу. Первая мысль: неожиданно встретились подруги. Но дальше жесты, движения, похлопывания. Определённо что-то происходит большее. 

– Help! – слегка толкаю в бок незнакомую девушку, выражающую восторг и демонстрирующую явное понимание ситуации. 

– Это же Жорж Апергис. "Встреча"! – не отрывая взгляд от происходящего, объясняет она. 

Отправились в зал. А он большой и с органом. При входе получили программку – вот он, спасательный круг. Предстоит погружение в современное искусство в двух отделениях, наполненных именами и инструментами. Глаз споткнулся на первом же произведении в списке: "Отклонение" Пьера Булеза. Все инструменты знакомы: кларнет, скрипка, флейта, виолончель... Но что такое вибрафон? 

Пока рассматривала инструменты на сцене и вычисляла, что из этого может быть вибрафоном (снова помог разобраться знаток из зала, указав на нечто похожее на металлофон на длинных ножках), у сцены снова появились исполнительницы "Встречи", и сцена повторилась. Хлопки, объятия. 

Но время звучать искусству наступило – свет потух, зал притих. Куда и как отклонились первые исполнители, вспомнить не могу, это был шок для неподготовленного левого уха. Но правое ухо заинтересовалось и потребовало продолжения. 

А дальше последовала тишина в звуках – Тосио Хосокава Silent flowers ("Молчаливые цветы"). Ухо навострилось, утончилось. Цветы проявлялись редкими звуками через паузы. Кажется, инструмент издал лишь вздох, а музыкант перелистывает страницу в нотной тетради. Вот она, глубина и сила звука.

Теперь "Шумовые тона". Автор Карола Баукхольт. Бывает, что в офисе коллега, отпив воду из бутылки, издаёт какие-то звуки, задувая воздух через горлышко. Звучит как призыв пионера-горниста. Всем весело. Но кто бы мог подумать, что подобное встретится и на концерте в окружении скрипки и виолончели. С бутылок музыкант медленно отвинтила крышки, затем выстроила их в один ряд – стекло с водой зазвучало. После вполне гармонично в действо вписался звук шарика, катающегося по круглой поверхности. 

Импровизация достигла кульминации, когда на сцену вышли участники одноимённого класса. Горизонт заполонили инструменты, опять же были и довольно любопытные. Куратор Дмитрий Власик выступил в роли импровизирующего на сцене персонажа. Звучала "В этом нет необходимости" (Well you needn't), автор Телониус Монк. 

Объявили антракт. Мы все отправились к выходу за глотком воздуха. А там, как по заказу, гроза, ливень и потоп и вроде как упавшее дерево. Подтвердить не могу. Слушала гром. 

Но недолго. Впереди был заявлен "Девятый вал". Вот оно произведение, которое я ждала особенно. Сравнить, как звучит стихия за окном и в зале, в авторстве Виктора Екимовского, – это ли не эксперимент? 

Итак, на сцене два фортепиано и орган, теперь не как часть зала, а действия.

В конце концов выбравшись из-под нахлынувшей стихии, мы изрядно окунули студентов-музыкантов в аплодисменты и отправились с охапкой музыкальных впечатлений из мира современного искусства обратно в Москву, временно отдыхающую от бури.