
– Ой, а что это у вас? Неужели эскарго?!
– А то!
Я приятно удивлена. В ларьке "Смоленская область" готовят изысканный бургундский деликатес – виноградных улиток, или, как говорят французы, эскарго. Что примечательно, выращивают их тоже на Смоленщине.
Вообще-то аутентичные улитки по-бургундски готовятся со сливочным маслом, чесноком и пряными травами. Но и в томатном соусе тоже очень аппетитно. Цена кусается: штука – сто рублей. Однако публика решительно толпится, наблюдая, как повар помешивает ароматное варево.
– Конечно, тремя штучками не насытишься, – говорит Татьяна, стройная дама лет тридцати пяти. – Но хочется попробовать что-то необычное. Мы из Коньково всего час ехали, а оказались почти в Париже!
По соседству со "смоленским Парижем" – ещё одна лавочка, где полно народу. Здесь стряпают гамбургеры из гуся. Цена на котлету в булках вполне демократичная – 550 рублей (такова средняя стоимость блюда в ресторанном ряду). На закуску есть и ещё более бюджетный вариант: сэндвич с копчёным гусем за 250 целковых. Запах вокруг палатки такой чарующий, что язык можно проглотить ещё до того, как тебе в ладони положат тёплую картонную тарелочку.

Чудо-гусей, кстати, растят не так давно – не более десяти лет – в Костромской области молодые фермеры на радость гурманам. Гуляя между рядами, отмечаю, что самый сильный ажиотаж разворачивается вокруг островков кавказской кухни. Дагестанское барбекю – абсолютный фаворит ярмарки. Замираю у высокой шашлычницы. Она сияет стальными боками, а во чреве у неё румянятся сочные кебабы, источая аромат молодого барашка.

– Этот аппарат – наше авторское изобретение, – объясняет голубоглазый брюнет лет тридцати, полагая, будто моё восхищение адресовано шашлычной машине.
– А по мне, так лучшее изобретение у вас – люля-кебаб из ягнёнка, – улыбаюсь. За мной клубится людской "хвост" метров на двадцать пять. Он состоит в основном из отцов семейств: большинство держат за ручку детишек.

– Жена пошла смотреть камчатские товары, а я рыбу-то не очень.., – рассказывает Василий и покачивает коляску со спящим младенцем. – Сейчас в Москве хорошую баранину не так-то просто достать. Только на праздники у знакомого мясника ягнёнка заказываю – целая история!
Понимающе киваю. И принимаю решение после кебаба отведать другой специалитет с бараньим фаршем – уральские пельмени. За 550 рублей мне выдают увесистую бадейку с простым и честным блюдом в стиле "теста мало, фарша много". – Это самая популярная позиция у нас, – объясняет немного усталый продавец.
После семи вечера "обжорный ряд" пустеет: теперь и гусиной котлеты, и ягнятины можно отведать совершенно свободно, без очередей.