
Один – в простой одежде и с киркой, второй – в каске и с отбойным молотком, оба сосредоточенно и бесстрашно прокладывают дорогу будущим поездам. Первый бронзовый строитель встретился с нашим современником в сквере Московского метро на Сокольнической площади. День для открытия памятника выбрали особый – метростроители отмечают свой профессиональный праздник. Они подносят к монументу красные розы с гвоздиками, поздравляя, похлопывают друг друга по спине и скандируют "Мосметрострою – ура-а-а!".
– Я вижу, вы разбираетесь в вопросе, можете меня сфотографировать у памятника? – седовласый мужчина, представляющийся Казимиром Ортабаевым, подходит к фотокорреспонденту Metro. С большим объективом в руках она ловко снуёт в толпе. – Сегодня у меня праздник, я работаю уже почти 49 лет.

Пока метростроитель с почти что полувековым стажем делает снимки, выясняется, что за время работы он успел побывать и электрослесарем, и проходчиком, и взрывником, продолжив после получения травмы трудиться в охранной инспекции.
– Мы строили "Тимирязевскую", "Шаболовскую", "Чеховскую", "Боровицкую", "Дубровку", всех станций я сейчас даже и не назову, – произносит Казимир не без труда, воспоминания о тяжёлой работе в такой день оказываются эмоциональными. – "Тимирязевская" была очень трудной, глина осложняла проходку. "Лихоборы" – там болотистая местность, всё в воде. На глубине 60–70 метров мы даже прошли меловой период: дерево, папоротники, белемниты (отряд вымерших головоногих моллюсков. – Прим. ред.). Но, несмотря ни на что, всё равно построили.
Монумент увековечил память о первых метростроителях нашей страны. Это были по-настоящему самоотверженные люди. Сергей Собянин, мэр Москвы
Ещё один статный мужчина, принимающий поздравления неподалёку, проработал в метро почти 40 лет руководителем архитектурно-отделочных работ. За его плечами 12 станций метро.
– Одна из любимых работ – это станция "Ленино", 1983 год. Скорее всего, вы её даже и не знаете, – рассказывает архитектор Юрий Погудин. – В 1990 году её переименовали в "Царицыно". Она отделана флорентийской мозаикой – пять сортов мрамора! Его везли со всей России: из Карелии, Сибири, с Урала и месторождений Байкала.

Поразительно, как в подземном мире метро искусство слилось с нечеловеческим трудом, а мраморная мозаика – со скрежетом многотонного проходческого щита. Этот парадокс и отмечают ветераны метростроя, а с ними – сотня москвичей, собравшихся у нового памятника, вероятно, после утренней прогулки в "Сокольниках". Когда всё закончится, они спустятся вниз и поедут по своим делам под плавный стук колёс.
Только факты
- Как отметил Сергей Собянин, первую ветку построили в рекордные сроки и открыли в мае 1935-го.
- Надпись на обратной стороне монумента гласит: "10 декабря 1931 года во дворе дома 13 на улице Русаковской начато строительство первой очереди московского метро". Она протянулась от "Сокольников" до "Парка культуры" и "Смоленской площади".
- Памятник показывает встречу первого метростроителя с нашим современником. Они стоят в тоннеле, на фоне эмблемы Мосметростроя. По замыслу скульптора Вильдара Юсупова, их фигуры окружены лепестками, напоминающими проходческий комбайн.
- Композиция выполнена из бронзы и гранита – одних из самых популярных материалов в оформлении московского метро.
