Как в народе говорится, всех дел разом не переделаешь. Но помнят ли об этом сотрудники офиса в ежедневной гонке за выполнением KPI? Судя по всему – забывают. Так как почти треть участников исследования регулярно задерживается.
Что заставляет перерабатывать?
По словам HR-специалиста Зулии Лоиковой, многие перерабатывают по своей воле. Это происходит из-за желания быть лояльнее к начальнику, который редко увольняет сотрудников, чтобы не сокращать штат и не терять в прибыли. В таком случае люди работают на результат, не считая часов.
Есть организации, которые осознанно меняют систему мотивации, сокращая фиксированную часть зарплаты и перекладывая большую её часть на бонусы. В таких условиях люди часто вынуждены перерабатывать, чтобы любой ценой выполнить KPI и не потерять в доходе.
Также существуют компании, особенность которых в работе с регионами. Переработки здесь связаны с разными часовыми поясами. Не исключено, что уже в 6 утра сотруднику, который должен приступить к работе с 10, придётся отвечать на важный звонок, потому что на другом конце провода рабочий день в разгаре.
Эксперт уточняет, что некоторые идут на переработки осознанно в связи с отсутствием личной жизни. Такие люди стараются всё свободное время трудиться, лишь бы не оставаться в одиночестве.
Как компенсируют сверхурочные?
По закону длительность сверхурочной работы не может превышать четырёх часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
Часто представители компании ещё на этапе собеседования рассказывают потенциальному сотруднику, как оплачиваются переработки. А некоторые фирмы компенсируют сверхурочные выходными днями.
Учиться говорить НЕТ
По мнению Зулии Лоиковой, если вы будете постоянно перерабатывать, то ничего хорошего из этого точно не выйдет.
– Постоянные переработки вредят эмоциональному климату коллектива и утомляют каждого сотрудника. Недостаток отдыха ведёт к хроническому переутомлению и выгоранию, – отметила эксперт. – Тут даже длительный отдых не спасёт, потребуется лечение.
Но что делать, если недобросовестный босс не даёт отдых и просит выйти в выходной? В такой ситуации отказаться нелегко, потому что вроде как в компании принято "идти навстречу". Зулия Лоикова советует поговорить с начальником и договориться о правилах игры на берегу.
Если же вы любите поиграть в гиперответственность и специально взвалить на свои плечи слишком много, эксперт спешит вас разочаровать. На таких сотрудников чаще всего делегируют мелкую и занудную работу. Так вы не заработаете уважение, разве что выгорание. Поэтому необходимо научиться грамотно говорить НЕТ, если ноша вам не по силам.
Бонус: совет по тайм-менеджменту
Если вы перерабатываете по своей вине – планируйте время. Для этого существует, например, техника помидора. Один "помидор" длится 30 минут: 25 минут работы и 5 минут отдыха. После четырёх отрезков сделайте длительный перерыв на 15-20 минут. По прошествии недели вы можете посмотреть, сколько "помидоров" потратили на выполнение той или иной задачи.