Учёные обнаружили регион, где 12 тысяч лет назад кошки примкнули к человеку

Открытие учёных о месте происхождения кошек обьясняет, почему даже сытые усачи охотятся за мышами. Metro обсудило их поведение с фелинологом
Учёные обнаружили регион, где 12 тысяч лет назад кошки примкнули к человеку
Sean Gallup / Getty Images
Соглашению человека и кота о взаимовыгодном сотрудничестве уже 12 тысяч лет.

Ты мне, я тебе

Согласно открытию учёных из Университета Миссури, все домашние коты имеют общее происхождение из региона Плодородного полумесяца между долинами рек Тигр, Евфрат и Нил (сейчас это территория Ближнего Востока – земли Ирака, юго-восточной части Турции, Сирии, Палестины и Египта). Именно там древние люди впервые одомашнили кошек около 12 тысяч лет, сообщает Daily Mail.

Генетики собрали и проанализировали ДНК кошек в указанном регионе, а также в Европе, Азии и Африке, сравнив около 200 различных генетических маркеров. Результаты показали, что все мурлыки вышли из Плодородного полумесяца.

– Изучая и сравнивая маркеры, мы можем начать собирать воедино эволюционную историю кошек, – отметила Лесли А. Лайонс, кошачий генетик из Университета Миссури.

В ходе исследований учёным удалось найти причину сближения людей и тех, кто гуляет сам по себе. Дружба сложилась во время перехода человечества от кочевого образа жизни к оседлому. Древние фермеры столкнулись с нападениями грызунов на запасы зерна и в полной мере оценили охотничьи таланты мурлык. Те в свою очередь оценили гарантированный паёк и безопасный уголок в жилище. Взаимовыгодное сотрудничество оказалось настолько крепким, что, разъезжаясь по всему миру, люди брали с собой пушистых друзей. Так коты захватили планету.

Я ж мать!

Помимо того как кошки расселились по планете, учёные выяснили, почему накормленные досыта домашние толстопузы всё равно не пропускают мышей. Можно ли объяснить их поведение тем, что они по сей день соблюдают условия "договора", заключённого в Плодородном полумесяце?

– Отношения кошки и человека в самом деле основаны на практическом аспекте, – подтверждает фелинолог Ангелина Сиротина. – Но ловля мышей не относится к рефлексам голода. В этом случае кошка руководствуется рефлексом охоты. Ей же ещё надо накормить потомство.

Понятие "потомство" Сиротина трактует в самом широком смысле:

– Это касается и её хозяев. Ко всем людям – членам семьи – кошка относится как к своему прайду. Причём роль матери она относит именно себе. Часто кошки кладут пойманных мышей на порог. Этим они демонстрируют своё расположение и заботу о "прайде". А ещё показывает, какая она молодец. За это её нужно обязательно хвалить, гладить, восхищаться ей.

Кого попало не лечу!

Учёные отмечают, что ценность кошек понимали уже в древнем мире. В частности, их лечебные свойства.

– Это направление называется "фелинотерапия" – лечение кошками, – пояснила эксперт. – Коты воздействуют на человека четырьмя способами: токами определённых частот, своим теплом, вибрациями при урчании и массажем. Человек ещё не понимает, что к нему подступает какое-то заболевание, а кошки уже начинают прикладываться к больному месту. У гипертоников снижается давление. Нервные люди успокаиваются, улучшается настроение.

При этом Сиротина предупреждает, что идти покупать кошку ради того, чтобы излечиться, не имеет смысла.

– Этот номер не пройдёт: заставить кошку лечить нельзя. Она сама подходит и начинает коммуницировать с человеком по своему усмотрению. Она сама выбирает, кого ей лечить или охранять. Здесь можно лишь отметить, что кошка всегда будет благодарить человека за его расположение. Несмотря на весь независимый вид, мурлыка очень дорожит хорошим отношением к ней.