Учёные придумали лесные заповедники на Марсе – они должны сохранить земную флору от вымирания

По мнению учёных, человечество уже к 2050 году вытеснит с планеты весь лес. Metro узнало, зацветут ли к тому времени яблони на Марсе
Скриншот с youtube Martian Dust Storm registered by NASA’s Perseverance Mars Rover
На самом деле это не каменистая пустыня, а самый настоящий марсианский оазис.

Крошки Фобос и Деймос

Численность землян увеличивается с космической скоростью. По данным ООН, к 2100 году она достигнет 11 миллиардов. Как считает инженер Бристольского университета Пол Л. Смит, это приведёт к полному исчезновению лесных массивов, сообщает International Journal of Astrobiology.

– Один из способов смягчить ущерб от столкновения между человечеством и природой — расширить среду обитания. Мы могли бы сделать это, построив земные экосистемы на Марсе, – заявил Смит.

Характеристики Красной планеты позволяют проводить эксперименты. Так, продолжительность дня там аналогична земному, а находящиеся под почвой льды решат проблему водоснабжения. Защитой для марсианских заповедников могут стать полусферические оболочки радиусом 0,25 километра. Под их поверхностью из стекла и пластмассы можно будет смоделировать нужную температуру (средняя по Марсу -60 °С), а также спастись от суровых марсианских ультрафиолетовых лучей.

Прежде чем создавать экосистемы на Марсе, надо понять, как решить следующие вопросы: отсутствие магнитного поля, подходящих почв и лунного цикла.

– Луна Земли массивна и имеет мощное на неё влияние, – отмечает Смит. – Крошечные Фобос и Деймос, пара спутников Марса в форме картофеля, почти не влияют на Марс. Даже если бы Марс был полон жизни и имел бы океаны, эти два маленьких камня не могли бы вызывать приливы.

Холодно и пыльно

Астроном Дмитрий Вибе предлагает учесть, что условия на Марсе кардинально отличаются от земных.

– Земля имеет магнитное поле, защищающее нас от радиации. На Марсе оно значительно слабее, следовательно, радиационный фон выше. Там нет воды в жидком виде, только лёд. У Марса разреженная атмосфера с преобладанием углекислого газа, кислорода там практически нет. Такая атмосфера долго не удерживает тепло, поэтому на Марсе холодно и большие перепады температуры. Вдобавок ещё и пыльно. Благодаря тому, что притяжение значительно уступает земному, над поверхностью носятся огромные облака пыли, – перечисляет он.

Вибе отмечает, что уровень современного прогресса позволяет искусственно воспроизводить многие природные условия.

– Успех проекта зависит от того, удастся ли приблизить атмосферные и климатические характеристики на Марсе к земным, – заключил он.

Леса вырубают люди

На счету Павла Виноградова – семь выходов в открытый космос. Космонавт видел поверхность Земли как на ладони, и его взгляд на проблему исчезновения лесных массивов значительно отличается от позиции бристольских учёных.

– Пусть учёные сначала займутся арифметикой, подсчитают площади лесов на планете, а потом говорят об их исчезновении. Подсчитайте площадь лесов в Сибири и количество людей, которые выросли у нас на этой территории. И тогда станет понятно, что лесов растёт значительно больше, чем прирастает население всей России, – заметил Виноградов.

По словам эколога Антона Хлынова, Русский Север, Коми, часть Сибири и Дальнего Востока – как раз те заповедные места, которые специалисты называют "малонарушенными лесными территориями". В мире их можно найти в также в Индонезии, странах Южной Америки и частично – в Канаде.

– Через 50–100 лет человечество точно не успеет истребить все леса, – успокавает Хлынов. – Но к этому времени у нас может не остаться естественных лесных экосистем, которые выполняют основные климаторегулирующие функции. Через сто лет человечество может довести эти территории до истощения.

Эколог Максим Лапушкин отметил очевидный факт, что леса вырубают люди.

– Хозяйственная деятельность в лесопромышленной сфере на всей нашей планете растёт. Безусловно, есть риски, что леса как ресурса станет меньше. Кроме того, когда сводится лесной массив, на оголённой территории происходят серьёзные изменения. Этот вопрос по сохранению биоразнообразия стоит на повестке ООН, – говорит он.

Эколог также напомнил об участившихся лесных пожарах.

– Но всё – в наших руках. Наша задача – не допускать и тушить пожары. Сохранять леса здесь и сейчас.