В Кузбассе сообщили о сенсационной находке остатков одного из самых крупных динозавров

В Чебулинском округе Кузбасса нашли кости – учёные убедились, что они принадлежат завроподу. Metro узнало подробности
Кузбасский государственный краеведческий музей
Найденная кость завропода.

Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв объявил, что кузбасские учёные обнаружили фрагмент крупной кости завропода. "Это без преувеличения сенсация", – отметил политик. Первый анализ показал, что найденная кость, скорее всего, относится к поясу передних конечностей. Кости нашли на участке "Шестаково-3" Шестаковского местонахождения динозавров.

Пресс-служба Кузбасского краеведческого музея сообщила Metro, что обнаруженная палеонтологами кость остаётся на раскопе.

– Потребуется несколько дней на подготовку к её извлечению из костеносного слоя. В течение этого времени она будет окапываться и пропитываться скрепляющим раствором, который предотвратит её разрушение. Затем окаменелость возьмут "монолитом", не отделяя от вмещающей породы, и доставят в лабораторию.

Изображение найденных костей.
Кузбасский государственный краеведческий музей
Изображение найденных костей.

"Нашли ещё в 90-е"

– Находить динозавров в Шестаково начали ещё в 1950-е годы, – рассказал Metro палеонтолог, научный консультант "3Д Динопедии" Ярослав Попов. – Тогда туда отправили опытнейшего палеонтолога Александра Рождественского, но ничего особенного не нашли. Подумали, что находка – случайность, и про это место забыли. Но в 90-е ещё один выдающийся палеонтолог, специалист по мамонтам Евгений Мащенко обнаружил в древних пластах кости самого древнего на территории РФ млекопитающего.

И тогда в Шестаково снова начали копать.

– Там нашли пситтакозавров, или динозавров-попугаев, потом отыскали новые, очень крупные кости, – продолжает Попов. – И вот они уже принадлежали длинношеим завроподам. Эти кости обнаружили в сочленованном виде, это были части одного скелета. Но их было немного, в основном позвонки. Учёные уточнили возраст – 130–110 млн лет назад, раннемеловой период. Это был рефугиум – убежище, в котором скрывались многие животные из юрского периода, они в основном к тому времени уже вымерли, но вот решили в Сибири "подзадержаться". Это был эдакий парк юрского периода, только в меле.

В итоге учёным удалось выделить новый вид завропода, который назвали сибиротитаном. Одним из тех, кто собрал много костей сибиротитана, стал главный научный сотрудник Зоологического института РАН Александр Аверьянов.

– Я действительно находил остатки сибиротитана – для нашей палеонтологии это было исключительное событие, – рассказывает Metro учёный. – Это был всего второй завропод, описанный на территории России. Мы их находили в Шестаково-1, в высоком речном обрыве. Кости находились на большой высоте. Сотрудники Томского университета проявляли героические усилия, добывая их, – они буквально ползали по обрыву как альпинисты, выбирая кости из породы. Некоторые кости находили в русле реки, останки падали туда вместе с породами. Именно так нашли самую большую кость – таз. Он сейчас выставлен в Томском университете (почти 3 метра в длину).

Крестец, найденный в 2014 году группой сотрудников Томского университета.
из личного архива Александра Аверьянова
Крестец, найденный в 2014 году группой сотрудников Томского университета.

Неудивительно, что именно Аверьянова уже вызвали в Шестаково, чтобы он посмотрел на новые кости. Он подтвердил, что это фрагмент кости завропода.

Какими были завроподы

По словам Аверьянова, сибиротитан относится к группе завроподов – титанозаврам. Эта группа была характерна для мелового периода. Преимущественно титанозавры жили в Южной Америке и Африке.

– Завроподы отличаются от других динозавров своими длинными шеями, – поясняет учёный. – Шея позволяла им поднимать головы высоко и объедать верхние ярусы деревьев, недоступные другим. Но из-за длинных шей у всех завропод были крайне маленькие головы, что ограничивало размер головного мозга. Они не могли как хищники развивать свои мозги, становиться сообразительными, поэтому были тупыми.

Гипсовая копия скелета завропода, найденного при раскопках в Северной Америке. Палеонтологический музей имени Ю. А. Орлова.
Алексей Федосеев / @РИА "Новости"

Ещё одной особенностью завропод были маленькие зубы.

– Некоторые были как колышки, карандашики и быстро стачивались. Один зуб функционировал у них где-то недели две. При этом непонятно, чем они питались, но есть им приходилось очень много, чтобы прокормить столь огромную тушу. Очевидно, они переваривали целлюлозу с помощью симбиотических организмов. У них были огромные желудки, работавшие как бродильные чаны – прямо как у современных жвачных.

Аверьянов отметил, что у завропод также были очень разные хвосты.

– У диплодоков длинные, очень тонкие к концу. Половина хвоста состояла из мельчайших позвонков, поэтому они были как хлысты. Почему именно такие, пока не знаем. Возможно, они издавали этими хлыстами звуки, сообщая об опасности. У титанозавров же были более короткие хвосты, очень подвижные. Видимо, это было нужно для того, чтобы вставать на задние лапы, опираясь на хвост, чтобы объедать ещё более высокие ветви.

Рисунок диплодока.
Lumena/Shutterstock
Рисунок диплодока.

Учёный отметил, что хищники игнорировали взрослых особей – их интересовало потомство.

– Непонятно, как они откладывали яйца. Это большое животное, ему нужно было приседать, чтобы откладывать яйца. В одном научно-фантастическом фильме предполагалось, будто у них был выдвижной яйцевод. Яйца у завропод были большие, поэтому малыши рождались крупные, но для тиранозавров не составляло труда их поедать. Правда, есть теория, что молодёжь охраняли завроподы, собираясь в стада.

Цифра
100 тонн
составляет вес самых больших завроподов, которые жили в Южной Америке. Именно они считаются самыми крупными сухопутными животными в истории

Аверьянов подчёркивает, что об особенностях поведения динозавров учёные могут только предполагать по каким-то косвенным признакам.

– У динозавров есть аналоги среди современных животных, учёные учитывают их морфологические особенности, связанные со схожим поведением. Внешний облик тоже многое подсказывает – например, выступы на черепах, воздухоносные каналы, которые, возможно, служили для резонирования воздуха, поэтому у некоторых динозавров было развито стадное поведение (как у утконосов-динозавров). Много информации дают следы – о том, как динозавры взаимодействовали, какова была социализация, и так далее. Но, конечно, очень многое нам ещё непонятно.