В Москве наградили художников за картины со спортсменами – героями ВОВ

В столице чествовали победителей всероссийской премии "Мы верим твёрдо в героев спорта". Среди лауреатов – художники, которые изобразили атлетов, проявивших себя и в спорте, и в Великую Отечественную. В цикле "Атлеты Победы" поговорили с мастерами – они выбрали для своих работ легенд — Клавдию Алёшину, Виктора Чикарина и Николая Сологубова
В Москве наградили художников за картины со спортсменами – героями ВОВ
предоставила Варвара Петраш
Так видит Николая Сологубова художница из Комсомольска-на-Амуре

Клавдия Алёшина, картина "Вдох"

Художница Анастасия Федулова, Санкт-Петербург, 24 года

Выпускница Университета имени Лесгафта Клавдия Алёшина связала свою жизнь с обществом "Динамо". И начала прославлять его задолго до войны. Её тренировал известный пловец Александр Шумин, который однажды позвал длинноногую красавицу замуж. Их дуэт стал успешным.

В 1929 году, когда Клавдии было всего 17, она впервые стала рекордсменкой СССР – всего установит около 180 рекордов. В 1935-м побила уже и мировой рекорд (400 м на спине), сумев неофициально превзойти Филлис Хардинг из Великобритании. Два года спустя – первой из советских пловчих – стала заслуженным мастером спорта.

Алёшина была хороша во всём, часто удивляя атлетов-мужчин. Как-то раз блестяще сыграла за мужскую команду по водному поло против шведов, потом стала единственной женщиной в марафонском заплыве в Париже – и в присутствии 60 000 зрителей выиграла его!

Во время войны работала в блокадном Ленинграде. На пруду возле стадиона имени Ленина и в Озерках её подопечные учились переправлять пулемёты и прочую военную технику – на лодках, плотах и при помощи подручных средств. 

В 1943 году, истощённая, приехала из Ленинграда в Москву, где на чемпионате СССР завоевала 4 золотые медали. За годы карьеры стала 28-кратной чемпионкой страны, успешно выступая до 39 лет. После работала тренером, в том числе в сборной СССР. 

Награждена орденом Трудового Красного Знамени и орденом "Знак Почёта".

Клавдия Алёшина.
общественное достояние
Клавдия Алёшина.

– Во время работы над картиной использовала два метода — авангард и античность, – рассказывает Metro Анастасия Федулова. – Фон в супрематическом стиле, он передаёт энергию, динамику, отважность русского духа. Клавдия Ивановна воплощена здесь в образе древнегреческой богини, что символизирует её гуманистическое мировоззрение, внешнюю и внутреннюю силу. Во время работы особенно вдохновил взгляд Алёшиной. Он буквально пронизывал – сосредоточением всех сил и в то же время какой-то мечтательностью.

Анастасия возле своей работы.
АГН "Москва"
Анастасия возле своей работы.

Художница призналась, что выбрала героиней Алёшину ещё и потому, что они обе – из Петербурга. Кроме того, её всегда завораживала вода.

– Вода и пугает меня, и вдохновляет – своей буйной энергией, – объясняет Федулова. – Я всегда испытываю перед этой стихией трепет. А пловцы восхищают меня тем, что могут проявлять себя в совершенно другой среде, другой плотности, за счёт постоянной работы над телом, укрепления духа, умения правильно сделать вдох в нужный момент. Пловцы для меня – пример самоотверженности. И конечно, Клавдия Алёшина стала моим ориентиром в этом мире, воплощением сильной женщины, которая и сама добивалась результата, и могла обучать героев войны. Мне сложно даже представить себе, где они черпали силы в те голодные дни во время блокады. Видимо, они просто жаждали помочь Родине, совершить что-то невероятное, за гранью физических сил. А Клавдия Ивановна умела их правильно мотивировать. Изучая её биографию, я часто обращалась внутрь себя, желая тоже быть сильной, способной на подвиги.

Федулова всегда следила за плаванием, а из современных атлетов ей нравится 21-летняя петербурженка Евгения Чикунова – несмотря на юный возраст, пловчиха уже стала вице-чемпионкой мира и чемпионкой Европы.

– То, что у неё есть сильный внутренний стержень, доказывают не только победы, но и отказ участвовать в парижской Олимпиаде в нейтральном статусе. Для меня она – герой, как и Клавдия Алёшина! – восклицает художница.

Работа художницы из Петербурга.
предоставила Анастасия Федулова
Работа художницы из Петербурга.

Виктор Чукарин, картина "Чукарина не победить"

Художница Юлия Савелюшкина, Волгоград, 41 год

Виктор Чукарин сначала задумался о рабочей профессии, поэтому поступил в металлургический техникум. Но, влюбившись в спорт, перевёлся в техникум физической культуры, который успешно окончил.  Ещё до Великой Отечественной стал мастером спорта СССР по спортивной гимнастике. Но случалось и плохое, в 1937 году лишился отца – репрессировали. 

На войну ушёл 19-летним парнем, был ранен, попал в плен возле Полтавы, когда вместе с товарищами пытался удержать высоту. Прошёл 17 лагерей – как заключённый № 10491... Выжил в Бухенвальде, где несколько раз получал прикладом по голове, отчего у него остался рубец. "Я не помню ни одного случая, чтобы он вообще вслух произнёс слово "Бухенвальд", – рассказывала в интервью Vtbrussia.ru олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Лидия Иванова, знавшая его лично. – Я была в него влюблена, я его просто боготворила. И боготворила его, конечно же, не только я. Это был образец дисциплинированного, волевого, упорного человека".

Домой Чукарин вернулся истощённым, весил всего 40 кило (родная мать узнала только по шраму). Но любовь к спорту была столь велика, что постепенно вернулся к тяжёлым тренировкам. Вспоминал, что сначала смог подтянуться на перекладине всего четыре раза – и соскакивал весь в поту. Но вошёл в ритм... Первым в СССР стал использовать силовые нагрузки для тренировок, развивая выносливость. 

– Местные начальники и военкомы чинили ему препятствия и неприятности, – рассказывает Metro историк спорта Георгий Настенко, отмечая, что гимнасту приходилось несладко из-за лагерного прошлого. – По их мнению, Чукарин в той ситуации обязан был наложить на себя руки. Но даже в таких тяжёлых бытовых и психологических условиях он освоил самые сложные элементы гимнастики и стал сильнейшим в мире в своём поколении.  

Виктор Чукарин выполняет упражнения на кольцах, 1952 год.
Анатолий Гаранин / @РИА "Новости"
Виктор Чукарин выполняет упражнения на кольцах, 1952 год.

После войны устроился на завод учителем физкультуры, а в 1948 году произошло сразу два знаменательных события — встретил будущую жену Клавдию Зайцеву, с которой прожил душа в душу всю жизнь, тоже гимнастку, а кроме того, одолел своего тренера и друга, абсолютного чемпиона СССР Аджата Ибадулаева – и стал первым в Украинской ССР. 

Крупнейших достижений добился, когда ему было уже за 30: на Олимпиадах в Хельсинки-1952 и Мельбурне-1956 завоевал семь золотых медалей, на чемпионате мира в Риме-1954 стал трёхкратным победителем (выступал с трещиной в пальце на руке). Завершив карьеру, успешно работал педагогом и тренером.

Награждён орденом Ленина.

– В своей работе я использовала монументально-реалистический стиль с элементами символизма, – говорит Metro Юлия Савелюшкина. – Реалистичные образы помогают передать правдивость и глубину жизненного пути Виктора Чукарина, а символические детали – разделение планов, контраст света и тьмы – подчёркивают смысловую связь между прошлым и настоящим. Композиция разделена на несколько планов: на заднем – концлагерь, горе и мучения, которые пережил Виктор в начале жизненного пути; на среднем – его выступления на Олимпийских играх; на переднем – сам Виктор Чукарин с наградами. Его взгляд спокойный и уверенный, но в нём всё ещё чувствуется отголосок пережитого.

Юлия Савелюшкина возле своей работы.
из личного архива Юлии
Юлия Савелюшкина возле своей работы.

Художница подчеркнула, что её восхищает в Чукарине сила духа – то, что он не потерял веру в себя, в спорт и даже в самые тяжёлые моменты продолжал думать о гимнастике, о чём рассказывал позже в интервью.

– Я задумалась, насколько сильным должен быть человек, чтобы после концлагерей вернуться к жизни, а тем более – стать олимпийским чемпионом. А ведь гимнастика – сложный вид спорта. Она привлекает меня гармонией силы и красоты. Это спорт, в котором важны не только физические способности, но и характер, точность, самоконтроль. Именно это сочетание очень хорошо отражает путь Виктора Чукарина – внешняя мягкость его движений скрывает невероятную внутреннюю стойкость, – уверена Юлия Савелюшкина.

Работа Юлии впечатлила жюри.
предоставила Юлия Савелюшкина
Работа Юлии впечатлила жюри.

Николай Сологубов, картина "Суровость и мощь"

Художница Варвара Петраш, Комсомольск-на-Амуре, 37 лет

Перед войной Сологубов успел выполнить норматив мастера спорта. В 1941 году выиграл первенство Москвы по русскому хоккею. Как рассказывал "МК" его сын Игорь, спортсмен желал идти на фронт добровольцем, но 17-летнего парня не приняли из-за возраста – и в ожидании вызова он трудился слесарем на заводе. А в сентябре 1942-го Таганский районный военный комиссариат Москвы наконец призвал его в стрелковую часть – на Ленинградский фронт. 

Там юноша сразу оступился, попав в штрафбат за самоволку с сослуживцами, – и тут же оказался в самом пекле, на Невском пятачке, где с одной стороны стреляли немцы, с другой – заградотряд. "Жизнь советского солдата в бою на этом небольшом плацдарме длилась в среднем шесть минут, – рассказывал сын хоккеиста. – Из его штрафного батальона только всего два или три человека остались в живых". Николай получил там ранение в руку, и из-за мелких осколков потом всю карьеру у него были проблемы с хватом клюшки. 

1959 год, Николай Сологубов – слева.
Владимир Гребнев / @РИА "Новости"
1959 год, Николай Сологубов – слева.

Искупив вину, Сологубов попал в прифронтовую разведку стрелковой дивизии, на том же Ленинградском направлении. В 1943 году получил второе ранение – зимой 1943-го под Шлиссельбургом (осколок попал в ногу). Когда лежал в госпитале, ему вручили награду. Через несколько месяцев он снова угодил в лазарет, и в этот раз всё было очень серьёзно. "Его напарник, с которым они вдвоём отправились во вражеский тыл за языком, наступил на так называемую прыгающую мину. Боевого товарища убило на месте, а папа, который шёл позади, успел выставить руки, которые и спасли ему жизнь. Но всё его тело было изуродовано – в голову и руки вонзились сотни осколков! Самый большой из них – в ногу", – вспоминал Игорь. До своих раненый добрался через линию фронта уже с газовой гангреной, но категорически запретил хирургу делать ампутацию (потом ступня и пальцы ноги были задраны вверх и долго не разгибались). 

После войны продолжал службу на Дальнем Востоке – играл в русский хоккей за хабаровский клуб "Дом офицеров", на хоккей с шайбой переключился в 1949-м. В Хабаровске его заметили селекционеры ЦДКА – физически крепкий, мощный защитник приглянулся самому Анатолию Тарасову. Николай стал играть за армейский столичный клуб, где выделялся не только отбором, но и умением подключаться к атакам. Одним из первых стал применять силовые приёмы. Становился олимпийским чемпионом в Кортина-д’Ампеццо-1956, дважды брал золото чемпионатов мира (и это помимо прочих наград). Недолго поработал тренером.

Награждён в том числе орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью "За трудовую доблесть".

– В своей картине я хотела передать не только физическую мощь хоккеиста, но и его стойкость, характер, готовность к борьбе, – рассказала Metro Варвара Петраш. – Николай Сологубов стал для меня символом мужества, преданности спорту. Это человек с невероятной силой духа. Изучая его историю, сразу отметила два мощных пласта биографии – военный подвиг и спортивный гений. Эти грани неразделимы, они создают образ человека невероятной воли. Выбор пал на этого героя ещё и потому, что он играл в Хабаровске – это наш соседний город, где выступает клуб "Амур" (мне очень нравится правый крайний нападающий этой команды Евгений Свечников).

Варвара на фоне картины, на которой запечатлён Николай Сологубов.
АГН "Москва"
Варвара на фоне картины, на которой запечатлён Николай Сологубов.

Николай выступал во времена, когда амуниция у хоккеистов была не такой крепкой, как сейчас, и риск получить травму был выше. При этом Сологубов был жёстким защитником, не чурался силовой работы – и это тоже сильно впечатлило Варвару.

– Амуниция тогда была крайне примитивной (кожаные или ватные щитки, тонкие шлемы, которые многие не носили), клюшки гнулись и ломались, коньки были тяжёлыми... Считаю, сама игра была намного более грубой, силовой. И мне кажется, суровый хоккей тогда был для таких глыб, как Николай Михайлович, чем-то вроде терапии, спасения. На льду можно было выплеснуть всю накопившуюся агрессию, боль, ярость. Хотя Сологубову – и его поколению бойцов – помогало не только это, а, скорее, сплав самого разного: фронтовая закалка, желание нормально жить после войны, возможность направить своё стремление к победе в мирное, но жёсткое русло хоккея. Вероятно, он играл не для рекордов, а чтобы просто чувствовать себя живым. И его легендарная фраза "Ты должен", адресованная партнёрам, – это, как мне кажется, тот самый внутренний императив, который вёл его через штрафбат, через всю его трудную жизнь. Это чистое преодоление, именно оно и делает его историю одной из самых сильных – не только в спорте, но и вообще в человеческом измерении.

Во время работы над картиной.
из личного архива Варвары Петраш
Во время работы над картиной.
Варвара Петраш – художница из Комсомольска-на-Амуре.
из личного архива Варвары Петраш
Варвара Петраш – художница из Комсомольска-на-Амуре.

Читайте также: