
Клавдия Алёшина, картина "Вдох"
Художница Анастасия Федулова, Санкт-Петербург, 24 года
Выпускница Университета имени Лесгафта Клавдия Алёшина связала свою жизнь с обществом "Динамо". И начала прославлять его задолго до войны. Её тренировал известный пловец Александр Шумин, который однажды позвал длинноногую красавицу замуж. Их дуэт стал успешным.
В 1929 году, когда Клавдии было всего 17, она впервые стала рекордсменкой СССР – всего установит около 180 рекордов. В 1935-м побила уже и мировой рекорд (400 м на спине), сумев неофициально превзойти Филлис Хардинг из Великобритании. Два года спустя – первой из советских пловчих – стала заслуженным мастером спорта.
Алёшина была хороша во всём, часто удивляя атлетов-мужчин. Как-то раз блестяще сыграла за мужскую команду по водному поло против шведов, потом стала единственной женщиной в марафонском заплыве в Париже – и в присутствии 60 000 зрителей выиграла его!
Во время войны работала в блокадном Ленинграде. На пруду возле стадиона имени Ленина и в Озерках её подопечные учились переправлять пулемёты и прочую военную технику – на лодках, плотах и при помощи подручных средств.
В 1943 году, истощённая, приехала из Ленинграда в Москву, где на чемпионате СССР завоевала 4 золотые медали. За годы карьеры стала 28-кратной чемпионкой страны, успешно выступая до 39 лет. После работала тренером, в том числе в сборной СССР.
Награждена орденом Трудового Красного Знамени и орденом "Знак Почёта".

– Во время работы над картиной использовала два метода — авангард и античность, – рассказывает Metro Анастасия Федулова. – Фон в супрематическом стиле, он передаёт энергию, динамику, отважность русского духа. Клавдия Ивановна воплощена здесь в образе древнегреческой богини, что символизирует её гуманистическое мировоззрение, внешнюю и внутреннюю силу. Во время работы особенно вдохновил взгляд Алёшиной. Он буквально пронизывал – сосредоточением всех сил и в то же время какой-то мечтательностью.

Художница призналась, что выбрала героиней Алёшину ещё и потому, что они обе – из Петербурга. Кроме того, её всегда завораживала вода.
– Вода и пугает меня, и вдохновляет – своей буйной энергией, – объясняет Федулова. – Я всегда испытываю перед этой стихией трепет. А пловцы восхищают меня тем, что могут проявлять себя в совершенно другой среде, другой плотности, за счёт постоянной работы над телом, укрепления духа, умения правильно сделать вдох в нужный момент. Пловцы для меня – пример самоотверженности. И конечно, Клавдия Алёшина стала моим ориентиром в этом мире, воплощением сильной женщины, которая и сама добивалась результата, и могла обучать героев войны. Мне сложно даже представить себе, где они черпали силы в те голодные дни во время блокады. Видимо, они просто жаждали помочь Родине, совершить что-то невероятное, за гранью физических сил. А Клавдия Ивановна умела их правильно мотивировать. Изучая её биографию, я часто обращалась внутрь себя, желая тоже быть сильной, способной на подвиги.
Федулова всегда следила за плаванием, а из современных атлетов ей нравится 21-летняя петербурженка Евгения Чикунова – несмотря на юный возраст, пловчиха уже стала вице-чемпионкой мира и чемпионкой Европы.
– То, что у неё есть сильный внутренний стержень, доказывают не только победы, но и отказ участвовать в парижской Олимпиаде в нейтральном статусе. Для меня она – герой, как и Клавдия Алёшина! – восклицает художница.

Виктор Чукарин, картина "Чукарина не победить"
Художница Юлия Савелюшкина, Волгоград, 41 год
Виктор Чукарин сначала задумался о рабочей профессии, поэтому поступил в металлургический техникум. Но, влюбившись в спорт, перевёлся в техникум физической культуры, который успешно окончил. Ещё до Великой Отечественной стал мастером спорта СССР по спортивной гимнастике. Но случалось и плохое, в 1937 году лишился отца – репрессировали.
На войну ушёл 19-летним парнем, был ранен, попал в плен возле Полтавы, когда вместе с товарищами пытался удержать высоту. Прошёл 17 лагерей – как заключённый № 10491... Выжил в Бухенвальде, где несколько раз получал прикладом по голове, отчего у него остался рубец. "Я не помню ни одного случая, чтобы он вообще вслух произнёс слово "Бухенвальд", – рассказывала в интервью Vtbrussia.ru олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике Лидия Иванова, знавшая его лично. – Я была в него влюблена, я его просто боготворила. И боготворила его, конечно же, не только я. Это был образец дисциплинированного, волевого, упорного человека".
Домой Чукарин вернулся истощённым, весил всего 40 кило (родная мать узнала только по шраму). Но любовь к спорту была столь велика, что постепенно вернулся к тяжёлым тренировкам. Вспоминал, что сначала смог подтянуться на перекладине всего четыре раза – и соскакивал весь в поту. Но вошёл в ритм... Первым в СССР стал использовать силовые нагрузки для тренировок, развивая выносливость.
– Местные начальники и военкомы чинили ему препятствия и неприятности, – рассказывает Metro историк спорта Георгий Настенко, отмечая, что гимнасту приходилось несладко из-за лагерного прошлого. – По их мнению, Чукарин в той ситуации обязан был наложить на себя руки. Но даже в таких тяжёлых бытовых и психологических условиях он освоил самые сложные элементы гимнастики и стал сильнейшим в мире в своём поколении.

После войны устроился на завод учителем физкультуры, а в 1948 году произошло сразу два знаменательных события — встретил будущую жену Клавдию Зайцеву, с которой прожил душа в душу всю жизнь, тоже гимнастку, а кроме того, одолел своего тренера и друга, абсолютного чемпиона СССР Аджата Ибадулаева – и стал первым в Украинской ССР.
Крупнейших достижений добился, когда ему было уже за 30: на Олимпиадах в Хельсинки-1952 и Мельбурне-1956 завоевал семь золотых медалей, на чемпионате мира в Риме-1954 стал трёхкратным победителем (выступал с трещиной в пальце на руке). Завершив карьеру, успешно работал педагогом и тренером.
Награждён орденом Ленина.
– В своей работе я использовала монументально-реалистический стиль с элементами символизма, – говорит Metro Юлия Савелюшкина. – Реалистичные образы помогают передать правдивость и глубину жизненного пути Виктора Чукарина, а символические детали – разделение планов, контраст света и тьмы – подчёркивают смысловую связь между прошлым и настоящим. Композиция разделена на несколько планов: на заднем – концлагерь, горе и мучения, которые пережил Виктор в начале жизненного пути; на среднем – его выступления на Олимпийских играх; на переднем – сам Виктор Чукарин с наградами. Его взгляд спокойный и уверенный, но в нём всё ещё чувствуется отголосок пережитого.

Художница подчеркнула, что её восхищает в Чукарине сила духа – то, что он не потерял веру в себя, в спорт и даже в самые тяжёлые моменты продолжал думать о гимнастике, о чём рассказывал позже в интервью.
– Я задумалась, насколько сильным должен быть человек, чтобы после концлагерей вернуться к жизни, а тем более – стать олимпийским чемпионом. А ведь гимнастика – сложный вид спорта. Она привлекает меня гармонией силы и красоты. Это спорт, в котором важны не только физические способности, но и характер, точность, самоконтроль. Именно это сочетание очень хорошо отражает путь Виктора Чукарина – внешняя мягкость его движений скрывает невероятную внутреннюю стойкость, – уверена Юлия Савелюшкина.

Николай Сологубов, картина "Суровость и мощь"
Художница Варвара Петраш, Комсомольск-на-Амуре, 37 лет
Перед войной Сологубов успел выполнить норматив мастера спорта. В 1941 году выиграл первенство Москвы по русскому хоккею. Как рассказывал "МК" его сын Игорь, спортсмен желал идти на фронт добровольцем, но 17-летнего парня не приняли из-за возраста – и в ожидании вызова он трудился слесарем на заводе. А в сентябре 1942-го Таганский районный военный комиссариат Москвы наконец призвал его в стрелковую часть – на Ленинградский фронт.
Там юноша сразу оступился, попав в штрафбат за самоволку с сослуживцами, – и тут же оказался в самом пекле, на Невском пятачке, где с одной стороны стреляли немцы, с другой – заградотряд. "Жизнь советского солдата в бою на этом небольшом плацдарме длилась в среднем шесть минут, – рассказывал сын хоккеиста. – Из его штрафного батальона только всего два или три человека остались в живых". Николай получил там ранение в руку, и из-за мелких осколков потом всю карьеру у него были проблемы с хватом клюшки.

Искупив вину, Сологубов попал в прифронтовую разведку стрелковой дивизии, на том же Ленинградском направлении. В 1943 году получил второе ранение – зимой 1943-го под Шлиссельбургом (осколок попал в ногу). Когда лежал в госпитале, ему вручили награду. Через несколько месяцев он снова угодил в лазарет, и в этот раз всё было очень серьёзно. "Его напарник, с которым они вдвоём отправились во вражеский тыл за языком, наступил на так называемую прыгающую мину. Боевого товарища убило на месте, а папа, который шёл позади, успел выставить руки, которые и спасли ему жизнь. Но всё его тело было изуродовано – в голову и руки вонзились сотни осколков! Самый большой из них – в ногу", – вспоминал Игорь. До своих раненый добрался через линию фронта уже с газовой гангреной, но категорически запретил хирургу делать ампутацию (потом ступня и пальцы ноги были задраны вверх и долго не разгибались).
После войны продолжал службу на Дальнем Востоке – играл в русский хоккей за хабаровский клуб "Дом офицеров", на хоккей с шайбой переключился в 1949-м. В Хабаровске его заметили селекционеры ЦДКА – физически крепкий, мощный защитник приглянулся самому Анатолию Тарасову. Николай стал играть за армейский столичный клуб, где выделялся не только отбором, но и умением подключаться к атакам. Одним из первых стал применять силовые приёмы. Становился олимпийским чемпионом в Кортина-д’Ампеццо-1956, дважды брал золото чемпионатов мира (и это помимо прочих наград). Недолго поработал тренером.
Награждён в том числе орденом Трудового Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью "За трудовую доблесть".
– В своей картине я хотела передать не только физическую мощь хоккеиста, но и его стойкость, характер, готовность к борьбе, – рассказала Metro Варвара Петраш. – Николай Сологубов стал для меня символом мужества, преданности спорту. Это человек с невероятной силой духа. Изучая его историю, сразу отметила два мощных пласта биографии – военный подвиг и спортивный гений. Эти грани неразделимы, они создают образ человека невероятной воли. Выбор пал на этого героя ещё и потому, что он играл в Хабаровске – это наш соседний город, где выступает клуб "Амур" (мне очень нравится правый крайний нападающий этой команды Евгений Свечников).

Николай выступал во времена, когда амуниция у хоккеистов была не такой крепкой, как сейчас, и риск получить травму был выше. При этом Сологубов был жёстким защитником, не чурался силовой работы – и это тоже сильно впечатлило Варвару.
– Амуниция тогда была крайне примитивной (кожаные или ватные щитки, тонкие шлемы, которые многие не носили), клюшки гнулись и ломались, коньки были тяжёлыми... Считаю, сама игра была намного более грубой, силовой. И мне кажется, суровый хоккей тогда был для таких глыб, как Николай Михайлович, чем-то вроде терапии, спасения. На льду можно было выплеснуть всю накопившуюся агрессию, боль, ярость. Хотя Сологубову – и его поколению бойцов – помогало не только это, а, скорее, сплав самого разного: фронтовая закалка, желание нормально жить после войны, возможность направить своё стремление к победе в мирное, но жёсткое русло хоккея. Вероятно, он играл не для рекордов, а чтобы просто чувствовать себя живым. И его легендарная фраза "Ты должен", адресованная партнёрам, – это, как мне кажется, тот самый внутренний императив, который вёл его через штрафбат, через всю его трудную жизнь. Это чистое преодоление, именно оно и делает его историю одной из самых сильных – не только в спорте, но и вообще в человеческом измерении.


Читайте также: