В Музее кино построили пионерский лагерь для "Последнего лета детства"

Именно так называется выставка, которая приглашает в ностальгическое путешествие по подростковому советскому кино
В Музее кино построили пионерский лагерь для "Последнего лета детства"
Пресс-служба Музея кино
Фрагмент экспозиции "Последнее лето детства".

"Ура, каникулы!" – гласит надпись мелом на доске. У стены прислонился старый советский велосипед, а за деревянной калиткой – вход на зелёную траву пионерского лагеря. Гипсовые пионеры дуют в горны, в палату с белыми подушками светит солнечный день, за летним кинотеатром на улице – берег реки с костром и "скамейка для слёз", а за последним поворотом – шарики для выпускного вечера.

Так, вкратце, выглядит путешествие по небольшому лабиринту напоминаний о подростковых советских фильмах, который построили на втором этаже Музея кино. Здесь решили воспеть эстетику летних каникул – одну из излюбленных в советском юношеском кино. Каждый может забраться на трибуну, под которой прятался Иночкин из "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён", выучить шаги вальса под звуки из "Ста дней после детства", взвеситься на весах и оставить свои данные в "Графике привеса", постучать в пионерский барабан. Тот, кто застал эпоху летних пионерлагерей и красных галстуков, возможно, испытает на выставке лёгкое чувство ностальгии, а остальные почувствуют себя в тренде романтизации союзного прошлого. В конце концов, тоска по наивной беспечности знакома всякому, кто однажды навсегда попрощался с собственным "последним летом детства".

Каждый может забраться на трибуну, под которой прятался Иночкин.
Пресс-служба Музея кино
Каждый может забраться на трибуну, под которой прятался Иночкин.

Директор Музея кино Лариса Баженова признаётся, что для раскрытия темы прощания с летом и детством альтернативы советскому кинематографу в музее не увидели:

– Мы стали анализировать и поняли, что, к сожалению, сегодня не так много фильмов, которые снимаются на эту тему, и все они не очень позитивные. Несмотря на проблемы, которые так или иначе преследовали нас в юном возрасте, всё равно хочется вспоминать только доброе, вечное, светлое. 

"Выставку "Последнее лето детства" мы решаем как мостик между взрослыми и детьми. Она расскажет о коллективном прошлом, объединяющем поколения с помощью общего культурного и кинематографического контекста. Придумывая проект, мы размышляли о коллективной идентичности и непрерывной связи между прошлым, настоящим и будущим. Мы расскажем о переходе от детства к взрослению, о любви и взаимовыручке, о стремлении мечтать и достигать цели. Родители на примере классических кинокартин вспомнят о своей юности, а молодое поколение узнает себя, но в ином историческом контексте. А кино, советское и российское, является идеальным медиумом, общим пространством для многих поколений, поводом для диалога".
Лариса Баженова, директор Музея кино
Лариса Баженова на выставке "Последнее лето детства".
Пресс-служба Музея кино
Лариса Баженова на выставке "Последнее лето детства".

Через эскизы костюмов и декораций, фрагменты фильмов, плакаты, фотографии рабочих моментов съёмок и мемориальные предметы, вроде настоящей школьной формы (на ней даже сохранились пуговицы с надписями "Будь готов") на выставке рассказывают об уникальном феномене детского и подросткового советского кино. И ещё о том, как оно постепенно "взрослело" – от чистой комедии в "Добро пожаловать" через лирику "Ста дней после детства" к драмам "Чучела" и "Курьера".

Прогуливаясь по выставке, довольно быстро понимаешь: этот кинофеномен – больше, чем о взрослении. Про это думала и режиссёр фильма "Не болит голова у дятла" Динара Асанова – её запись есть на выставке: 

"Я поняла, чем так привлекает меня работа над фильмами о подростках. Они постоянно находятся в поиске, в поиске ответов на многочисленные вопросы, в поиске самого себя. Детство, молодость – не островок, не отрывок от жизни, не преджизнь, а уже жизнь. Так небрежно и свысока говорится иногда – подготовка к вступлению в большую жизнь. Ошибочно. Жизнь не делится на большую, среднюю, маленькую. Есть одна большая". 

Фрагмент экспозиции "Последнее лето детства".
Пресс-служба Музея кино
Фрагмент экспозиции "Последнее лето детства".
Что ещё можно увидеть на выставке

Пионерский красный галстук с автографами детей кинематографистов, отдыхавших в пионерском лагере Киностудии им. М. Горького в 1960–1961 гг.

Среди подписавшихся — дети известных деятелей советского кино, многие из которых впоследствии сами стали видными представителями кинематографического сообщества. В их числе – Павел Чухрай, режиссёр, сын Григория Чухрая; Элеонора Тиссэ, дочь оператора Эдуарда Тиссэ; Михаил Биц, будущий кинооператор, сын Исаака Бица, руководителя объединения на киностудии "Мосфильм".

Пионерский красный галстук с автографами детей кинематографистов, отдыхавших в пионерском лагере Киностудии им. М. Горького в 1960–1961 гг.
Пресс-служба Музея кино
Пионерский красный галстук с автографами детей кинематографистов, отдыхавших в пионерском лагере Киностудии им. М. Горького в 1960–1961 гг.

Эскизы декораций к фильму "Сто дней после детства". Художник Александр Борисов (1974, режиссёр Сергей Соловьёв, Мосфильм)

Ряд эскизов к фильму "Сто дней после детства" создан народным художником РСФСР, лауреатом Государственной премии Александром Тимофеевичем Борисовым. Борисов, обладая тонким чувством образного решения, предлагает не столько буквальную разработку декораций, сколько визуальное воплощение атмосферы фильма – подросткового, полутонального, поэтичного по стилю.

На эскизах представлены ключевые места действия: летний театр, ворота в поле, "скамья слёз". Характерные черты этих работ – преднамеренная незавершённость и лаконизм: художник сознательно оставляет значительные участки пустого пространства, тем самым предполагая взаимодействие с природой и внутренним состоянием персонажей. 

Эскизы декораций к фильму "Сто дней после детства". Художник Александр Борисов (1974, режиссёр Сергей Соловьёв, Мосфильм)
Пресс-служба Музея кино
Эскизы декораций к фильму "Сто дней после детства". Художник Александр Борисов (1974, режиссёр Сергей Соловьёв, Мосфильм)

Плакат фильма "Чучело" (1984, режиссёр Ролан Быков, к/ст Мосфильм)

Из дневника Ролана Быкова о замысле фильма "Чучело":

"Это будет фильм, который всеми своими возможностями, какие только бывают у фильма, обрушится на проблему, именуемую в быту "детская жестокость" – но это не о ней (для меня). В духовном плане разговор в "Чучеле" о "гидре коллектива", правда которого чаще всего безнравственна. В самом зародыше, в самой игре, во всевластие, в самом посыле интересы "коллектива превыше всего".

Плакат фильма "Чучело" (1984, режиссёр Ролан Быков, к/ст Мосфильм).
Пресс-служба Музея кино
Плакат фильма "Чучело" (1984, режиссёр Ролан Быков, к/ст Мосфильм).

Плакат фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён" (1964, режиссёр Элем Климов, к/ст Мосфильм)

Из воспоминаний Элема Климова, режиссёра фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён":

"Буквально за несколько дней, до 1 мая, кто-то сумел уговорить Хрущёва посмотреть "Добро пожаловать". И Хрущёв смеялся, он был довольно простодушный человек, а потом спросил: "А чего вы этот фильм держите? Смешно ведь, пускайте в прокат". Все: антихрущёвский фильм разрешил сам Хрущёв!"

Плакат фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён" (1964, режиссёр Элем Климов, к/ст Мосфильм)
Пресс-служба Музея кино
Плакат фильма "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён" (1964, режиссёр Элем Климов, к/ст Мосфильм)