В музее-усадьбе "Останкино" нашли уникальный шлем XVIII века

Реставрация музея-усадьбы "Останкино" сейчас в самом разгаре. В Египетском павильоне, где работы уже завершены, был найден уникальный образец театрального реквизита – шлем из белой жести, имитирующий броню античного воина
В музее-усадьбе "Останкино" нашли уникальный шлем XVIII века
пресс-служба Департамента культуры Москвы
Шлемы из коллекции усадьбы Останкино на выставке. 1959 год.

Шлем из тонкой белой жести XVIII века, который служил в качестве реквизита в театре, созданном графом Шереметевым, нашли во время реставрационных работ. Реквизит, имитирующий часть аммуниции античного воина, сохранился в отличном состоянии и скрывался в стене над кровлей проходной галереи, ведущей к Египетскому павильону.

Плотники обнаружили находку, когда снимали доски с западной стены центрального корпуса и услышали за обшивкой металлический звук. Как шлем оказался под сводами павильона – вопрос, на который никто не может дать однозначного ответа. Попасть в столь необычное место случайно шлем не мог, но есть предположения, что туда его могли поместить либо сотрудники музея, пытавшиеся сохранить артефакт во времена Великой Отечественной войны, либо рабочие, проводившие ремонт в 1970-х. По этой версии, шлем хотели украсть и спрятали на время, а затем, скорее всего, забыли в наспех созданном тайнике.

Украшенный резными пластинами с орнаментом и шпилем с конским хвостом из цветных нитей, шлем, благодаря своему материалу, был очень лёгким и небольшим – скорее всего, был сделан с расчётом на голову женщины или ребёнка.

Тот самый найденный шлем.
пресс-служба Департамента культуры Москвы
Тот самый найденный шлем.

Похожие бутафорские шлемы нередко использовались в постановках театра графа Николая Петровича, а в собрании музея хранится портрет Прасковьи Ковалёвой-Жемчуговой в образе Элианы, героини оперы "Браки самнитян", которая отказалась подчиняться законам племени самнитов и по своей воле вышла на поле боя ради права самой выбрать возлюбленного. В этом образе Прасковья вышла на сцену крепостного театра в мае 1797 года и произвела фурор.

Цифра
>220
лет назад (предположительно) был изготовлен этот шлем для крепостного театра графа Шереметева.

По словам Бориса Голдовского, историка театра, шлем является уникальной находкой, поскольку с давних времён до наших дней в целости и сохранности дошло не так уж и много и подлинных образцов вещей, создававшихся для театров.

– Театральный реквизит зачастую делается из хрупких и недолговечных материалов, – отметил историк. – Они не способны пережить столетия взаперти без тщательного ухода, поэтому такой артефакт безусловно обладает большой исторической ценностью.

Ирина Ефремова, главный научный сотрудник музея-заповедника "Останкино" и "Кусково" и хранитель бутафорской коллекции, в свою очередь отметила, что уникальность находки ещё и в том, что сохранностью бутафории для спектаклей в те времена никто не интересовался.

– Для массовки создавались более простые в изготовлении костюмы, а для главных действующих лиц делали по-настоящему богатые наряды. По воспоминаниям современников, на главных актрисах и певицах можно было даже увидеть настоящие бриллианты и жемчуга, а облачены они были в дорогую парчу. Но, как правило, когда спектакль заканчивался, весь стандартный реквизит, созданный для него, попросту пропадал, а хранить его никто не собирался, – рассказывает эксперт. – Поэтому каждый такой предмет считается редким и даёт представление о том, какими были театральные костюмы в крепостных театрах XVIII века.