
В усадьбе графа Шереметева в Останкино завершился первый этап реставрации одного из павильонов – Египетского, открывшего свои двери для посетителей до 5 ноября.
На 700 квадратных метров чувствуешь себя, словно Золушка, раньше всех заскочившая на бал – даром, что в войлочных тапочках, призванных защитить исторический паркет от суровых подошв современной обуви. Скользишь, будто в ритме вальса. Способствует этому ощущению и антураж – огромная хрустальная люстра под потолком, старинные скульптуры и мраморные колонны, а в центре главного зала – богато накрытые столы, которые застыли в ожидании высоких гостей.

В работе над Египетским павильоном реставраторам пришлось столкнуться с множеством проблем, да и решиться на саму реставрацию было непросто – очень не хотелось нарушать хрупкое равновесие существования древнего дворца.
– Когда во дворце расположился музей, его сотрудники ежегодно совершали подвиг, стараясь сохранить и коллекции, что содержались во дворце, и сам дворец, – рассказал Леонид Кондрашов, первый заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы и главный археолог столицы. – Специалисты даже ездили во французский Версаль, чтобы понять, как именно можно сохранить те или иные механизмы усадьбы, нуждающиеся в восстановлении.
Интересно, что во время работ в павильоне нашли забавного рода "клад" – записки студентов-реставраторов, занимавшихся работами в павильоне в 1954 году. Сейчас находки выставлены в экспозиции в Центре реставрации и хранения усадьбы.
Изначально дворец и оба павильона задумывались, как летние здания, поэтому отопление для них не предусматривалось, что также создаёт определённые трудности. Так, например, для сохранения оригинального паркета пришлось хранить его при той же температуре и влажности, при которой он "жил" все эти годы, чтобы избежать возможной деформации.
– Уже 50 лет идут споры о том, нужно ли отапливать усадьбы Кусково и Останкино, и до сих пор никто не может прийти к общему знаменателю. Однако отапливать дворец мы не планируем, – делится с Metro Сергей Авдонин, директор государственного дворцово-паркового музея-заповедника Останкино и Кусково. – Учитывая, что дворец построен из дерева, непонятно, как отреагирует памятник архитектуры, простоявший 230 лет без отопления, и что с ним будет после этого.
Однако именно морозам можно сказать спасибо за сохранность множества элементов усадьбы – например, оригинальные обои XVIII века. По словам Кондрашова, бактерии, которые обычно заводятся в обоях и разрушают их изнутри, каждой зимой попросту вымерзали, из-за чего и сохранились до наших дней.
В Итальянском павильоне и самом дворце, тем временем, работы продолжаются. Для полного восстановления зданий фасада специалисты пошли на уникальный ход – воздвигли над дворцом и павильоном настоящий ангар из металлоконструкций и защитных тентов. Такого в России ещё никто не делал.

Когда же москвичи смогут увидеть результаты кропотливой работы специалистов?
– Это очень серьёзная реставрация, – отметил Леонид Кондрашов. – Здесь возникает много вопросов уже в ходе самих работ, но мы рассчитываем, что реставрация Итальянского павильона завершится в декабре следующего года, а дворец надеемся закончить к декабрю 2027 года.