В РАМТе роман о Средневековье превратили в трагифарс XXI века

На днях состоялась премьера спектакля "Мим" по книге немецкой писательницы, историка-медиевиста Лилли Таль в постановке молодого режиссёра Филиппа Шкаева
В РАМТе роман о Средневековье превратили в трагифарс XXI века
Музыкальные номера в спектакле "Мим" добавляют действию рок-н-ролльного драйва.
Мария Моисеева / Фото предоставлено пресс-службой РАМТ

Сюжет

Тарас Епифанцев (Филипп), Антон Савватимов (Мим), Иван Забелин (Теодо), Андрей Лаптев (Флорин). С помощью деталей создатели спектакля всё же постарались придать ему атмосферу фантастической истории.
Тарас Епифанцев (Филипп), Антон Савватимов (Мим), Иван Забелин (Теодо), Андрей Лаптев (Флорин). С помощью деталей создатели спектакля всё же постарались придать ему атмосферу фантастической истории.
Мария Моисеева / Фото предоставлено пресс-службой РАМТ

Два враждующих между собой королевства, Монфиль и Винландия, договорились подписать мирный договор. Король Винландский Теодо приглашает бывшего противника короля Монфильского Филиппа с сыном Флорином и свитой на праздничный пир. Но враги не бывают бывшими, а жажда власти не знает чести. Теодо сразу же сажает в тюрьму Филиппа, а из его 12-летнего сына решает сделать шута.

Превратить наследного принца в покорное существо с широкой улыбкой поручили придворному шуту Миму. Режиссёр Филипп Шкаев сделал главным героем спектакля именно Мима, а не Флориана, как в книге. Мим (блестящая актёрская работа Антона Савватимова) – в прошлом нищий, сирота. Умный и честный, он выполнял свои обязанности долг до тех пор, пока это не потребовало от него переступить через нравственный закон внутри.

Вообще, роман Лилли Таль невероятно интересный – и страшный. Это одна из тех редких сегодня книг, которые жутковато читать, но оторваться невозможно. Это лучший способ увлечь подростков чтением – именно так мы залпом прочитывали романы Виктора Гюго ("Мим" в чём-то перекликается с его "Человеком, который смеётся") или Мориса Дрюона. Они переносят нас в мир Средних веков, который завораживает и одновременно пугает.

Впечатление

Антон Савватимов (Мим) и Андрей Лаптев (Флорин). Придворный шут Мим даёт уроки шутовства принцу.
Антон Савватимов (Мим) и Андрей Лаптев (Флорин). Придворный шут Мим даёт уроки шутовства принцу.
Мария Моисеева / Фото предоставлено пресс-службой РАМТ

Прекрасно, что молодые режиссёры ставят современные книги для подростков, напрочь лишённые назидательности и даже безжалостные к юным читателям, которые в этом возрасте уже понимают, что прекрасная роза может уколоть или быстро завянет.  

О том, что войны между королевствами практически неизбежны, молодые люди знают ещё и благодаря "Игре престолов". А то, что некоторые моменты и фразы пугающе актуальны, так это потому, что меняются эпохи, но не человек – особенно наделённый властью. Он по-прежнему хочет чувствовать своё превосходство и подпитывает это чувство, унижая других. Поэтому Средневековье кончилось, а пытки продолжаются. Средневековые королевства превратились в развитые государства, но войны длятся и длятся. Прошли века, а народ снова раболепствует перед деспотами-правителями. 

Но есть ощущение, что люди продолжают верить в какой-то высший смысл страдания, – как шут Мим, преданный королю, но не предавший самого себя.

Фишка

Свою работу при дворе короля Теодо Мим называл "высшее шутовское искусство".
Свою работу при дворе короля Теодо Мим называл "высшее шутовское искусство".
Мария Моисеева / Фото предоставлено пресс-службой РАМТ

Прямых отсылок к какой-либо эпохе в декорациях и костюмах нет. Но с помощью деталей создатели спектакля всё же постарались придать ему атмосферу фантастической истории (художником выступил сам режиссёр Филипп Шкаев). Мим в гриме Джокера, принц Флорин в нелепом колпаке, король в бутафорской короне, псоглавые стражники в униформе...

Впрочем, на всякий случай зрителей предупредили, что "все персонажи вымышлены и совпадения случайны".

Самые яркие моменты – словесные поединки между Мимом и принцем Флорианом. Они напоминают рэп-батл, когда оппоненты перекидываются рифмованными колкостями. Среди этих фраз попадаются и мудрые изречения вроде "Лучше свободно говорить, чем говорить о свободе", и напоминающие детские стишки "Если шут не веселит, значит, скоро будет бит".

Музыкальные номера и стендап превращают спектакль в трагифарс XXI века, который, увы, разыгрывается на наших глазах и за пределами театра, вовлекая всех в действие будто по законам театральной игры.  

Не буду напоминать всем известную цитату Шекспира о том, что жизнь – театр, просто скажу, что в этом спектакле все остались живы – и друзья, и враги. Потому что главный герой в каждом видел прежде всего человека. Умел в каждом разглядеть искорку, которая может спасти его душу – и королевство. 

Мы сознательно шли по пути народного театра: от грубого балагана и легкого гиньоля – до стендапа и рэпа. Для нашей команды этот роман представился как замкнутый круг жестокости, в котором уже никто не помнит, как всё началось и за что все продолжают убивать друг друга. И только Мим оказывается способным разорвать этот круг.
Филипп Шкаев, режиссёр

Подслушано

– Прикинь, если сегодня издать такой закон о том, что все шуты обязаны носить грим или колпаки с ослиными ушами. Многим пришлось бы их надеть…

– Нормальный спектакль. Правда, книга мне больше понравилась, там интересно написано, как жили униженные и оскорблённые в Средневековье.

– Худрук театра Алексей Бородин, как всегда, молодец! Умеет угадывать, что понравится школьникам. Я несколько спектаклей здесь смотрела – ни одного занудного.