В Танзании подготовили большую реформу в сфере женского образования

Metro поговорило с эксперткой, которая рассказала о вопросах равенства в образовательной и научной сферах в России и мире
В Танзании подготовили большую реформу в сфере женского образования
pixabay / pixabay
Власти Танзании разрешат продолжить обучение девушкам, которые бросили школу из-за беременности. С 1960-х годов это было законодательно запрещено.

В Танзании девочкам, бросившим учёбу из-за беременности, разрешат восстанавливаться в школе после родов. До недавнего времени беременных девушек исключали из школ и запрещали возвращаться назад. В июне правительство страны сначала разрешило им продолжить обучение в спецколледжах, а теперь наделило правом возвращаться в обычные школы.

Изменения коснутся девочек от 12 до 19 лет – учениц начальных и средних классов. Девушек этого возраста в Танзании насчитывается порядка 5,6 млн. По данным Всемирного банка, ежегодно вынужденно бросают школу в Танзании свыше 120 тысяч девушек.

Во многих африканских, а также некоторых азиатских и ближневосточных странах проблема начального образования стоит особенно остро, поскольку низкий уровень жизни, военные конфликты и множество других факторов препятствуют развитию школ, что в итоге сказывается на низком проценте грамотности населения. При этом женское образование зачастую и вовсе рассматривается как необязательное, поскольку устои общества отводят женщинам фактически роль рабынь.

В мире

Даже в развитых странах при формальном гендерном равенстве женщины испытывают гораздо больше сложностей при получении образования, нежели мужчины.

 — Сам факт, что мы выделяем этот вопрос — женское образование, говорит о том, что равенства тут нет, — подчеркнула в беседе с Metro актриса и феминистка Маруся Черкашина. — Девушкам сложнее, так как во время учёбы они могут забеременеть, не получают помощи в уходе за ребёнком и, следовательно, возможности продолжить обучение. Часто они получают образование не в полном объёме, опять-таки из-за той социальной нагрузки, которая на них ложится. К тому же девушкам часто внушают, что есть "неженские" профессии. Поэтому они не поступают на математический или физический факультеты, предпочитают не заниматься наукой, а идут в более привычные области, в которых, кстати, также преобладают профессора-мужчины.

В России

Россия не является исключением. Несмотря на один из самых высоких в мире уровней грамотности населения (99,7%), в России по-прежнему существует определённая дискриминация женщин в сфере образования и науки. Так, в 2010 году число женщин, занятых научными изысканиями, превышало 153 тысячи человек (против 215 тысяч мужчин). И начиная с этого времени число женщин в научной сфере только сокращалось. При этом в, казалось бы, развитой Японии из общего числа учёных женщины составляют всего 16,2%.

Как подчеркнула Черкашина, на сегодняшний день в России перед женщинами стоят всё те же проблемы, что и в других странах: гендерный дисбаланс, харассмент (приставания, домогательства), отсутствие помощи по уходу за ребёнком или пожилым родственником, более сложное финансовое положение женщин в целом.

 — Начиная со школьного возраста к мальчикам и девочкам предъявляются разные требования. Мальчик-троечник — это вполне себе нормальный ученик, а девочка, которая учится хуже, чем на одни пятёрки, уже порицается. Женщинам труднее писать научную работу — их не рассматривают всерьёз. Был эксперимент, когда группе рецензентов давали неподписанные научные исследования, и выяснилось, что чаще отмечались статьи именно за авторством женщин. А когда на отзыв давали работы с указанием имени, то выполненные женщинами автоматически не удостаивались высокой оценки.

Отдельно нужно говорить про повышенное внимание некоторых профессоров, из-за которого девушкам приходится менять факультет или вуз, а также про публичное унижение на тему того, что женский мозг "недостаточно пригоден" для некоторых видов деятельности.

Как быть?

При этом стоит отметить, что в России предпринимаются попытки сбалансировать гендерный вопрос в сфере образования, хотя, конечно, опыт других стран показывает, что эти меры могут быть и эффективнее.

 — В России существуют специальные программы бесплатного образования для женщин в декрете, только о них либо мало кто слышал, либо женщина лишена помощи в уходе за ребёнком и вынуждена отказываться от этого блага. В США есть специальные колледжи для женщин, в которых они не только получают стандартное образование, но и проходят курсы лидерства. То есть в этих колледжах готовят не благородных девиц, а тех, кто будет руководить корпорациями, министерствами или даже страной.

В России на федеральном уровне гарантировано бесплатное обучение, переобучение и повышение квалификации для молодых мам, находящихся в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет.

Никакие госпрограммы, насколько бы эффективными они ни были, неспособны разом переломить ситуацию с неравенством в образовании, поскольку никто в здравом уме не захочет отказываться от привилегированного положения. Это постепенный процесс, и сейчас мы можем наблюдать, как меняются и совершенствуются устои и сама структура общества.

 — Для патриархального мира сильная, независимая, экономически грамотная и самостоятельная женщина — это опасность. Женщины с хорошим образованием и при отсутствии социальных обязательств по обслуживанию семьи прекрасно занимают "мужские" рабочие места, — пояснила Маруся Черкашина. — Нужно менять сознание в первую очередь самих женщин. Важно, чтобы они поняли, что из них выходят такие же прекрасные менеджеры, руководители, предприниматели и айтишники, как и из мужчин.