В течение 40 лет Сергей Глебушкин собирает уникальную коллекцию народного костюма

Как он ищет исторические наряды от Русского Севера до Поволжья и сколько их было у наших прапрапра..., московский исследователь рассказал Metro
В течение 40 лет Сергей Глебушкин собирает уникальную коллекцию народного костюма
Из личного архива Сергея Глебушкина
Костюмы из разных уголков Рязанщины девушки показывали в самом подходящем для этого месте – на берегу Оки, в селе Константиново, на родине самого народного поэта Сергея Есенина.

Повойник, гайтан, кика и понёва – не заклинания и не старославянские ругательства, а предметы детального изучения этнографа и искусствоведа Сергея Глебушкина. Уже четыре десятилетия он ищет, приводит в порядок и выставляет по всему миру сотни русских нарядов середины и конца XIX века, каждый из которых – чуть ли не единственный в своём роде. Такая любовь к этнике у будущего коллекционера возникла в детстве – в сердце Рязанщины.

____________________________________

319 костюмов 

в коллекции у Сергея – это самое большое частное собрание в России. 1613 предметов входят в эти костюмы, в их числе одежда, обувь и украшения.

______________________________________

– Я родился в деревне, и до тех пор, пока мне не исполнилось три года, бабушка нянчила меня и жила у нас, – вспоминает Сергей. – Носила она традиционный народный костюм и летом просушивала его на ограде, дабы он не отсырел и там не завелась моль. И, выходя из избы в тёмный коридор, я видел такое яркое-яркое пятно: красная понёва (шерстяная юбка замужних женщин. – Прим. ред.), красный запон (передник. – Прим. ред.), красный платок. Может быть, это и ударило тогда мне в глаза. 

Свою коллекцию Сергей регулярно показывает на тематических выставках. Эта, например, проходила на курорте Роза Хутор.
Из личного архива Сергея Глебушкина
Свою коллекцию Сергей регулярно показывает на тематических выставках. Эта, например, проходила на курорте Роза Хутор.

 Родовой костюм стал первым в коллекции, правда, нашёл его Сергей гораздо позже. Перед этим были возвращение из армии в Москву, начало занятий в фольклорном коллективе, поездки по сёлам для изучения певческих и танцевальных материалов и вдруг – детское воспоминание о том самом костюме, который висел на ограде. Найти его удалось, что называется, через несколько рукопожатий – у одной из бабушкиных двоюродных сестёр. Ну а потом пошло-поехало, новая цель молодого коллекционера звучала так: собрать костюмы всех областей России. 

– Я сразу понял, что это бесполезно, потому что в каждой области есть рай­оны, в них есть деревни и в каждой деревне свой костюм, отличающийся от другого. Мало того, костюм бывает праздничным, будничным, рабочим, горевым – и всё это было у одной женщины. Как мне остановиться и выбрать один костюм из области? Это невозможно. А горевой костюм: на поминание, три дня, девять дён, сорок дён, полугодие, год и три года – на каждый отрезок времени женщина носила разные наряды с особым декором. И нужно заметить, что в то время траурным цветом был белый, чёрной могла быть вышивка. Чем больше проходило дней со смерти, тем больше, можно сказать, "расцветал костюм", – объясняет Сергей. 

Такой цветастый наряд был обнаружен во время экспедиции, которая проходила в селе Мелихово Рязанской области.
Из личного архива Сергея Глебушкина
Такой цветастый наряд был обнаружен во время экспедиции, которая проходила в селе Мелихово Рязанской области.

Собрать такое количество уникальных нарядов – дело непростое. Чтобы обогатить коллекцию, порой нужно было пройти испытание терпением. 

– Шесть с половиной часов я однажды выпрашивал костюм у бабушки. Это была Рязанская область, село Березняки. Женщина одна сказала: "У нас там в селе одна бабка Нюша пляшет, и у неё есть костюм". Я поехал в то село, нашёл этот дом – не отдаёт. Шесть с половиной часов! Мы с ней, наверное, раз пятнадцать пили чай, раза три обедали – костюм не отдаёт. Советовалась с дочерью, просила совета у зятя, звонила им. Делала она это, встав на подоконник – телефон в этом доме вешали на окно, потому что стены были толстые. Наконец, она повесила телефон на гвоздик, кое-как слезла, повернулась ко мне и, вздохнув, обречённо сказала: "Ой, бяри наверна яво ***". И отдала мне костюм.

3 вопроса о работе

К занятию Сергея отсылают даже лацканы его пиджака.
Из личного архива Сергея Глебушкина
К занятию Сергея отсылают даже лацканы его пиджака.

Когда народное творчество стало делом вашей жизни?

– Изначально я не думал, конечно, об этом. Это было вторым вопросом в моей жизни, баловством. Первый вопрос – производство, получение денег и семья, которую надо кормить. Моя мысль была в том, что моё родовое, семейное наследие сохранено. Но когда коллекция стала достаточно крупной, я подумал: нужно что-то делать, выходить на профессиональный уровень. Поступил в Московский институт культуры, экстерном его окончил, и меня тут же позвали на кафедру народно-певческого искусства преподавать.   

В чём заключается основная часть вашей работы сейчас?  

– Не проходит ни дня, чтобы я не занимался костюмами. Занимает время реставрация – всё-таки каждому костюму по 100–150 лет. Плюс переговоры, выставки, презентации, показы, много лекций, преподавания, фестивалей... Для того чтобы ездить по регионам, времени остаётся мало.  

А как к вам попадают костюмы?  

– Когда я занимался в фольклорном коллективе, у меня появилось достаточно много друзей по России, а люди из регионов знают больше: что, куда, где найти, где пройти. Так и получается: я приезжаю к товарищам, мы едем по деревням и начинаем обходить дворы с надеждой на приобретение костюмов.