
На столе в Коронном зале Оружейной палаты Музеев Московского Кремля разложены архитектурные чертежи и рисунки. Вот эскиз 1857 года Фёдора Рихтера, который работал в группе архитекторов на строительстве Большого Кремлёвского дворца, а вот рисунок гербовой дверной решётки Коронного зала, в котором мы находимся, выполненный Николаем Чичаговым.
– Вот так планировал раскрасить Оружейную палату художник Виктор Васнецов, – показывает на большой рисунок оливково-зелёного здания с узорчатыми колоннами Ася Тихомирова, старший научный сотрудник отдела рукописных, печатных и графических фондов Музеев Московского Кремля.
Почти 10 лет в Кремле готовили трёхтомный каталог "Архитектурная графика. Комплекс Кремлёвского дворца. Оружейная палата (новое здание)", в который вошли 775 чертежей, рисунков и эскизов. Все они на протяжении почти трёх столетий вплоть до последнего времени продолжают быть востребованы не только историками архитектуры, но строителями и реставраторами. Так, в 2019 году последние обращались к эскизам Фёдора Солнцева для восстановления паркета Георгиевского зала, который сложен из более чем 20 пород дерева. Во время последней реставрации Грановитой палаты по архивным чертежам восстанавливали ковёр и паркет главного церемониального зала, а буквально два месяца назад реставраторы приходили в Кремль изучать архивы для подготовки реставрационного паспорта Теремного и Потешного дворцов.

Востребованность архивных чертежей и рисунков привела к тому, что их сами пришлось восстанавливать на протяжении почти 20 лет. Сейчас те, кто обращается в кремлёвские архивы, отсматривает документы в основном в оцифрованном виде. Новый каталог поможет сохранить эти документы в "рабочем" состоянии ещё долгое время.
– Это труд двух поколений хранителей, – говорит доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе Андрей Баталов. – Значение выпуска этого каталога ещё и в том, что он снизит нагрузку на подлинные чертежи, и реставраторы будут пользоваться именно этим изданием, поскольку архитектурная графика крайне уязвима и нуждается в особом отношении при хранении.
Графические фонды Кремля начали пополняться с середины XVIII века, когда постройки царской резиденции впервые запечатлел князь Дмитрий Ухтомский, главный архитектор Москвы в период правления Елизаветы Петровны. В те годы здесь ещё сохранялся тот архитектурный ансамбль, который начал в XV веке создавать Иван III при помощи итальянских архитекторов.
– Несмотря на прошедшие столетия и меняющиеся династии, кремлёвская территория и сегодня сохранила память о тех сооружениях, которые здесь когда-то находились, – рассказывает Андрей Баталов, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе. – Они менялись и перестраивались, но пространственная структура в целом сохранилась.

Больше всего изменений комплекс зданий Московского Кремля претерпел на протяжении XVIII–XIX веков: в его фондах сегодня хранятся не только чертежи сооружённых здесь строений, но и все проекты, которые не были реализованы. Их авторами были главные русские архитекторы XVIII–XIX веков: Николай Львов, Василий Баженов, Фёдор Казаков, Василий Стасов, Евграф Тюрин, Константин Тон.
В центре внимания венценосных правителей был Кремлёвский дворец: ещё Екатерина II была обеспокоена его неудобством и ветхостью и думала о перестройке. Самый масштабный замысел принадлежал Василию Баженову – чертежи и макет этого проекта сегодня хранятся в Музее архитектуры имени А. В. Щусева. Все остальные идеи его переосмысления собраны в фондах Музеев Московского Кремля, как, например, нереализованный эскиз 1817 года в стиле ампир руки Ивана Мироновского.
Мечты Екатерины II о новом уютном московском дворце воплотил Николай I, который относился к Кремлю с особым вниманием. В конце 1820-х гг. по его распоряжению началась реставрация Конюшенного двора, в 1836 году прошла первая реставрация Теремного дворца – родового московского гнезда Романовых. Именно тогда император решил построить вместительный парадный дворец, который должен был заменить тот небольшой, что был построен в Кремле при Елизавете Петровне. Автором проекта Большого Кремлёвского дворца, который мы видим и сегодня, стал Константин Тон. На чертеже здания стоит не только подпись архитектора и дата – 30 ноября 1838 года, но и начертано рукой заказчика, Николая I: “Быть по сему”. 5 марта 1838 года был издан указ о строительстве дворца, которое продолжалось 11 лет, до 1849 года. В Пасхальную ночь, 3 апреля, дворец был освящён митрополитом Филаретом в присутствии всей императорской семьи.
В издании содержатся многочисленные чертежи, выполненные в период строительства Большого Кремлёвского дворца и Оружейной палаты в 1838–1851 гг. – проекты новых зданий, эскизы оформления залов, в том числе паркета, дверей, осветительных приборов, мебели и каминов. Опубликованы также чертежи Большого Кремлёвского дворца, относящиеся ко второй половине XIX – началу ХХ в. и отражающие историю бытования императорской резиденции в этот период: проекты ремонтных работ, изменений в декоративном оформлении помещений, технического переоборудования залов дворца, его подготовки к коронациям 1856, 1883 и 1896 годов.