
Вопрос борьбы с алкоголизмом в нашей стране всегда стоял остро. В разные годы предпринимались многочисленные попытки побороть "зелёного змия". К примеру, это было в 1958 и 1972 годах. Третья антиалкогольная компания стартовала ровно 40 лет назад, 7 мая 1985 года. В этот день вышло постановление Совета Министров СССР о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения.
Другие страны, впрочем, тоже не отстают в этом вопросе. К примеру, в городе Фуян (Китай) местная больница объявила о проведении операции по имплантации средства для борьбы с алкогольной зависимостью. Впервые данная технология была опробована в 2023 году в рамках клинических исследований, и вот теперь настало время испробовать её в деле на реальном пациенте.
Как сообщает China Daily, имплантируемый чип не является электронным устройством. Это комплекс капсул, содержащих налтрексон – вещество, ослабляющее психологическое влечение к алкоголю. Капсулы вводятся под кожу через небольшой надрез и постепенно высвобождают лекарство на протяжении полугода и более.
Операция, проведённая под местной анестезией, заняла не более пяти минут. Пациенту, мужчине 40 лет, было имплантировано десять капсул, по размеру напоминающих соевые бобы. Известно, что пациент страдал от алкогольной зависимости на протяжении двух десятилетий. Ранее он девять раз проходил лечение, однако после выписки из больницы каждый раз происходил возврат к употреблению спиртного. При этом, как отмечал он сам, "чрезмерное употребление алкоголя делало его раздражительным, что часто приводило к ссорам с семьёй и причиняло домашним страдания".
Российский эксперт, с которым пообщалось Metro, не уверен, что данная технология действительно необходима.
– Препарат налтрексон (или аналдрексон) широко применяется в лечении опиатной и алкогольной зависимости. Однако его использование имеет у специалистов наркологического профиля неоднозначную оценку, – говорит нарколог и психиатр Мария Касперович. – Налтрексон блокирует опиатные рецепторы, препятствуя воздействию как внешних опиоидов, так и эндогенных — естественных веществ, отвечающих за ощущение удовольствия. В результате человек перестаёт получать не только алкогольное опьянение, но и удовольствие от естественных источников радости – еды, общения, творчества, спорта. Это делает состояние человека трезвым, но при этом крайне несчастным.
Препарат используется как средство кодировки — запретительного метода лечения, который, по словам специалиста, редко приводит к стойкой ремиссии.
– Срывы на фоне кодировки очень часты, — говорит врач. — Человек не знает, как сопротивляться тяге к алкоголю и, не получая ожидаемого эффекта от спиртного, продолжает пить больше, что нередко приводит к тяжелейшим алкогольным отравлениям. Бывало, что пациенты, не ощущая опьянения, выпивали до полутора литров крепкого алкоголя, что вело к госпитализации.
Кроме того, налтрексон не блокирует токсическое действие алкоголя на организм. Несмотря на отсутствие субъективного опьянения, печень, сердце, почки и другие органы продолжают страдать, а риск цирроза возрастает. Это, по мнению эксперта, превращает лечение в опасный эксперимент, где пациенту не дают возможности полноценно наслаждаться жизнью, но при этом не снимают физиологические риски.
Кстати!
Лечение алкогольной зависимости проводится амбулаторно или в стационаре в зависимости от стадии и тяжести болезни, состояния пациента. Терапия состоит из нескольких этапов:
Детоксикация — очищение организма от токсических продуктов распада этанола. Проводится под наблюдением врача с помощью инфузионной терапии, противоотёчных препаратов, седативных средств, антиконвульсантов, антидепрессантов.
Реабилитация включает в себя фармакотерапию (поддерживающие препараты для нормализации работы органов и систем) и психотерапию (индивидуальную или групповую, направленную на коррекцию личности, поведения и отношения к алкоголю).
Ещё один вариант, кодирование. Это формирование психического отвращения к спиртному с помощью различных методов. Бывает медикаментозным (введение препаратов, вызывающих рвоту, тошноту, головную боль при употреблении спиртных напитков), психотерапевтическим (внушение, гипноз), физиотерапевтическим (электрошок, лазер, ультразвук), хирургическим (имплантация штопора, блокатора или другого устройства, подавляющего желание пить). По рекомендации Совета по правам человека при Президенте РФ Госдумой в 2021 году был принят законопроект "О защите прав личности". Им предусмотрен запрет проведения операций по кодированию человека от употребления алкоголя. Эксперты пришли к выводу, что отдельные манипуляции (вшивание ампулы) носят дегуманистический характер и нарушают базовые права человека.
– Лечение зависимости должно строиться на осознанности. Только духовное и эмоциональное пробуждение, как когда-то подчёркивал Карл Юнг, способно по-настоящему изменить человека, — отмечает Касперович. – В борьбе с алкогольной зависимостью я выступаю за комплексный подход: психотерапия, работа в группах, поддержка врача, понимание природы заболевания. Сам налтрексон может применяться лишь как временная поддержка, "костыль", который помогает сохранить трезвость на начальном этапе, но не является решением. Запретительные методы — это путь в никуда. Только осознанная трезвость даёт человеку возможность жить счастливо и полноценно.