
В Россию прибыл временный президент Сирии Ахмад аш-Шараа – это случилось впервые. При этом аш-Шараа – лидер оппозиции, свергнувшей в декабре 2024 года Башара Асада.
По данным Reuters, в рамках перезапуска отношений с Россией сирийский лидер аш-Шараа может попросить, чтобы Башара Асада выдали для суда. Ранее суд в Сирии выдал ордер на его арест – претензия заключалась в жёстком подавлении антиправительственных протестов.
Как рассказал Metro политолог Дмитрий Бридже, Москва едва ли выдаст Дамаску Асада – тот получил политическое убежище.
— Россия рассматривает Асада как часть своей политической истории на сирийском направлении.
По словам специалиста, передача сирийским властям Башара Асада может стать своеобразным символическим шагом – он подчеркнёт переход отношений Сирии и России на новый этап.
— Это не акт мести, а символический шаг, призванный подчеркнуть разрыв с прошлым и продемонстрировать приверженность принципам законности и ответственности. Это будет символизировать собой то, что даже после свержения того или иного режима Москва будет работать над восстановлением отношений, которые были у неё с партнёрами в прошлом. И то, что Россия взаимодействует с народами, а не только с государствами или режимами,— резюмировал политолог.
Возможен компромиссный вариант: Асад останется под защитой, но без политического влияния, а Россия публично поддержит курс на обновление Сирии. По словам эксперта, это даст Москве возможность одновременно сохранить международный баланс и укрепить связи с новым сирийским руководством. Кроме того, подобные действия позволят сохранить России свою репутацию в регионе.
Нынешнюю встречу двух лидеров в Кремле Бридже назвал исторической.
— Для России это возможность подтвердить статус стратегического союзника Сирии, сохранив военные и экономические позиции в Восточном Средиземноморье. При этом стороны не просто урегулировали прежние противоречия, а переформатировали саму суть отношений. Если раньше основой для них был военный союз с режимом Асада, то теперь это партнёрство с новой политической системой, нацеленной на модернизацию и восстановление страны, — добавил политолог.