
Слово "ристалище", означающее площадь для рыцарских состязаний, прежде я слышала разве что в "Игре престолов" да в стихах Бродского. Сейчас же ристалище передо мной: три зрительские трибуны по периметру, судейская трибуна по центру, перед ней многометровый барьер, а по краям готовятся к поединку шесть всадников. Блестящие латы, фамильные гербы, шёлковые попоны на лошадях – для себя сразу решила: живи я шестью веками раньше – вздыхала бы об одном из них.
Пока оруженосцы помогают воинам со шлемами и копьями, на площадке дразнят, догоняют и поколачивают друг друга шуты. Подражая рыцарям, они скачут на лошадях – правда, на деревянных, голова на палочке, средневековый (и не только) хит в сфере развлечений.

– Готовы? Laissez aller! – традиционно по-французски призывает к бою распорядитель турнира, обычно самый опытный и уважаемый рыцарь.
Два всадника срываются с места и несутся друг на друга по разные стороны барьера, направляя трёхметровые копья (деревянные палки в полосочку, похожие на гигантские рождественские леденцы). Этот вид поединка называется джостинг, цель рыцарей – сломать копьё противника. За каждую такую победу воину присуждается балл, а выиграет на турнире тот, кто наберёт их больше всех.
Пока в воздухе разлетаются щепки чьего-то поражения, с судейской трибуны рыцарей разглядывают девушки. Они с судьями на равных правах и могут существенно изменить ход игры.

– Суд дам – это такой серпентарий, видите, вон там на самом верху, – совершенно непредвзято объясняет мне стоящая рядом рыцарь Алёна. В этом турнире она не участвует, но в предмете разбирается изрядно. – Ни одна из них не должна быть женой рыцаря, чтобы никому не подсуживать. Дамы могут послать рыцарю кольцо либо платок, которые он должен поднять копьём, получив за это очко. А могут послать чёрную ленту, и за это очко снимут.
Но если дамы лишают воина баллов за то, что тот забывает о куртуазности, то есть о рыцарском благородстве, то судьям нужна конкретика.

– За удар ниже седла судьи забирают у сэра Галахада 10 очков! – объявляет ведущий.
Сэром Галахадом оказывается Александр Сёмин, рыцарь Круглого стола из Санкт-Петербурга. У каждого наездника здесь своя роль, например, опытный воин Павел Калинков из Белоруссии сражается под знаменем сэра Ланселота, француз Матис Делаланд выступает за сэра Бедивера, а роль самого короля Артура досталась Андрею Камину, реконструктору с 20-летним стажем. В следующем состязании он приносит своей команде две победы подряд.

Командное соревнование, которое называется меле, смотрится ещё эпичнее: семь "алых" рыцарей с деревянными мечами скачут на семерых "синих" с целью забрать знамя друг друга. Кони фыркают, латы гремят, при каждом опасном манёвре вздыхают зрители. Среди них сын с отцом – оба в средневековых костюмах – фанаты рыцарских баллад, пожилая дама, выросшая на романе "Айвенго", и молодой парень в кольчуге, он ходит в реконструкторские походы на ладье викингов. И хотя на дворе давно не XV век, всё же течёт рыцарская кровь в современных москвичах.
3 вопроса рыцарю
Андрей Камин, четырёхкратный чемпион "Турнира святого Георгия"

Как вы начали рыцарскую жизнь?
– Как любые мальчишки, я тяготел к военному делу и однажды попал на подобный турнир в Выборге. Мне тогда было 18 лет, я на всё это посмотрел и загорелся: мне хочется туда же, так же скакать, как эти дядьки. А у меня был знакомый, который был в команде. Он позвал меня как-то на тренировку – и всё, просто не надышаться. Занимаюсь почти 20 лет.
Роль короля Артура – самая желанная среди рыцарей?
– Это ответственность. Когда распределяли роли, я не выбирал – это решение организаторов. У меня нет никаких амбиций, кроме спортивных. Чтобы быть королём, не всегда надо быть лучшим воином. Надо быть прежде всего примером, человеком, за которым пойдут.
Где достать такие доспехи?
– У кузнецов, которые занимаются их строительством, они называются платнеры. Узкая ниша, ручной труд, очень дорого и долго. Один доспех, наверное, сейчас стоит миллион рублей. На мне – копия турнирного доспеха XV века, который стоит в музее в Германии. Я в нём езжу более 10 лет, внутри жарко, душно, почти ничего не видно, но какая бы реконструкция ни была, всё должно быть так, как было тогда. Доспехи сделаны не для комфорта, а для максимальной защиты.
Читайте также: Москвички надели лучшие шляпки ради русских троек