Трагедия с Натальей Наговициной не значит, что восхождения надо запретить

Инструктор по альпинизму второй категории, руководитель пресс-службы Федерации альпинизма России, соучредитель и обладатель премии "Стальной ангел" за лучшее восхождение года в составе женской команды Ирина Морозова рассказала Metro, зачем люди рискуют жизнью во время восхождений – после трагедии, которая произошла с Натальей Наговициной
Трагедия с Натальей Наговициной не значит, что восхождения надо запретить
@ Saulius Damulevicius/Shutterstock
Группа альпинистов, восходящих на вершину восьмитысячника Манаслу (8163 м).

Вся страна следила за москвичкой Натальей Наговициной, которая застряла на Пике Победы в Киргизии – спасательная операция не привела к успеху. Сейчас эксперты сильно сомневаются, что она сможет выжить в экстремальных погодных условиях.

Наговицину пытались спасти иностранные альпинисты: немец Гюнтер Зигмунд и итальянец Лука Синигалья. Они уже спускались с горы, когда к ним обратился Роман Мокринский – он сообщил, что его напарница Наговицина получила перелом ноги после падения и ей срочно требуется помощь. 

Зарубежные восходители не стали возражать и сразу же отправились к россиянке, чтобы принести ей необходимые вещи и провиант. В итоге Наговицина получила от них палатку, где могла прятаться от мороза, а итальянец повредил себе здоровье настолько, что погиб на горе из-за отёка мозга. Выжил лишь Гюнтер Зигмунд, получивший сильное обморожение.

У многих обывателей, кто узнал историю Натальи Наговициной, возник закономерный вопрос – а зачем люди в принципе отправляются в горы, их там может поджидать смерть. На том же Пике Победы погибло около сотни альпинистов, и совершенно очевидно, что случай с Наговициной – не первый, но и не последний.

Почему люди рискуют в горах даже после случая с Наговициной

Борьба за жизнь в горах – как естественный стимул

Руководитель пресс-службы Федерации альпинизма России (ФАР) объяснила Metro, что в основе природы – человека и всего живого – всегда лежала борьба за выживание.

– Когда-то люди каждый день сражались с холодом, ветром, дикими зверями и жили в хлипких мазанках. Сегодня таких угроз нет. Но потребность испытать себя, выйти за рамки обыденного, осталась, — говорит она.

Экстремальные виды активности

По словам Морозовой, именно поэтому появляются занятия, которые искусственно возвращают человека в состояние борьбы за жизнь: альпинизм, BASE-jumping, прыжки с парашютом, хайлайн над пропастью, вулканический сёрфинг, глубоководный дайвинг, экспедиции в полярные регионы. 

– Мы называем их экстремальными видами активности. И дальше каждый решает для себя сам, отказаться от риска ради семьи и детей или продолжать свой сложный путь, несмотря ни на что, – отмечает Морозова.

Как не погибнуть в горах

Осознанный выбор и обучение

Морозова подробно объяснила, зачем нужен риск. 

– Альпинизм формирует волю к жизни и стремление к победе. Люди, привыкшие бороться за выживание, становятся сильными не только в горах, но и в повседневной жизни. Это те, кто умеет добиваться прогресса и высоких результатов в любой сфере, – пояснила она.

Эксперт добавила, что полностью исключить риск в альпинизме невозможно:

– Несчастный случай может произойти с любым — с новичком или с мастером спорта. Это реальность, которую нужно понимать и принимать.

Роль гидов и инструкторов в горах

– Когда человек занимается альпинизмом системно, тренируется и набирается навыков, он постепенно учится снижать риски. Огромную роль в этом играют инструкторы, тренеры и личная осознанность. То есть понимание, к какому маршруту ты готов, а к какому – нет. Это понимание формируется постепенно, в том числе на основе ошибок. Только в отличие от более "безопасного" опыта, в экстремальных активностях ошибки иногда приводят к серьёзным последствиям, – объяснила глава пресс-службы ФАР.

Морозова добавила, что, если человек просто хочет взойти на вершину и испытать себя, он нанимает гида. 

– В этом случае ответственность ложится на профессионала, который минимизирует опасности. Но, и это принципиально, полностью исключить их он не сможет. В горах всегда остаётся фактор случайности. Природа непредсказуема, и никакой искусственный интеллект не изменит этого, — подчеркнула эксперт.

Нужно ли запрещать восхождения в горы после трагедия с Наговициной

Альтернатива риску

Говоря о способах регулирования риска, Ирина Морозова отметила: "Мы можем регулировать качество подготовки инструкторов и гидов. Мы можем создавать стандарты безопасности и контроля. Но мы не имеем права лишать людей самого стремления к риску и собственного выбора".

Она рассказала, каковы могут быть последствиях запрета рисковать: "Если у человека забирают возможность испытать себя, на место осознанного риска приходит пустота. И заполняется она слишком часто алкоголем или азартными играми".