
Она шагает гордо, но вразвалочку. На её лице румянец, однако взгляд холодный и стеклянный. На ней винтажное платье и чепчик с рюшками. Окружающие замирают в ожидании её следующего движения, но внезапно замирает она сама...
– Чтобы заставить её ходить, нужно повернуть ключ на спине и завести механизм, – рассказывает Мария, коллекционер антикварных кукол. – На её ножках специальные металлические ботиночки на роликах, которые утяжеляют ноги и создают прочную опору при хождении.
Я приподняла хрупкую с виду фарфоровую даму – действительно тяжёлая. А родом она из Германии, но была создана для французского рынка, о чём свидетельствует специальное клеймо на её теле. Игрушку Мария приобрела во Франции у одной своей знакомой.
– Как только я увидела куклу, то сразу поняла – она мне нужна, – заботливо гладит её по голове хозяйка.

Предположительно, кукле более ста лет, но она довольно неплохо сохранилась. Волосы у неё натуральные, а всё остальное – фарфоровое, композитное или деревянное.
Недалеко от стенда с антикварными куколками – "чёрная дыра". Именно так посетители прозвали стенд с работами мастеров союза "Экрин". И неспроста – атмосфера здесь мрачная и загадочная, а игрушки выглядят как герои фильмов ужасов.
– Этот проект называется "Воронье кружево", и мы представляем различные обличия этой спокойной и мудрой птицы. Куклы выполнены в разных техниках – есть ватные, есть шарнирные и каркасные.
Среди экспонатов есть не только "собственного сочинения", но и фольклорные герои – например, ворон-вестник из мифологии Дальнего Востока России. По словам создателей кукол, этот персонаж славится тем, что приносит хорошие и добрые новости.
Однако, разглядывая сумрачное оформление стенда, невольно думаешь о каком-то колдовстве или проклятии.
– Нет, это самые обычные игрушки, просто в такой мрачной тематике, – неловко смеётся Ольга, одна из создательниц кукол.

На лесном фоне с распростёртыми объятиями сидит мишка. Выглядит он как работа таксидермиста, но в нём ни капли "живого".
– Я использую исключительно искусственные материалы, – признаётся Ирина, автор реалистичных игрушек. – Перед созданием я посещаю зоопарки, зоологические музеи или наблюдаю за зверями вживую. Например, чтобы создать точную копию медведя, я ездила на Камчатку.
В каждой игрушке – специальный пластиковый скелет, благодаря чему сохраняется подвижность. Нос, челюсть и когти создаются из глины. Игрушка плотно набивается синтепоном и раскрашивается специальной водостойкой краской.
– Мишка полностью ручной работы и весит 26 килограмм. Цена – более 500 тысяч рублей.

В другой части выставки продолжается "парад косолапых игрушек", но уже в домашней обстановке. Маленький дедушка-медведь в очках читает в своей библиотеке книгу внукам. Или мама заботливо накладывает пельмени своему потомству. Всё это сцены, сделанные руками супругов Татьяны и Евгения.
– Игрушки создаются в технике сухого валяния. За это отвечаю я, а мой муж – за работу с деревом.
Создательница призналась, что относится к своим игрушкам как к детям и любимчиков у неё нет.
– Идея зарождается где-то внутри – в сердце, в голове и в мыслях. А потом ты производишь её на свет. И как можно из них любить кого-то больше, кого-то меньше? Я люблю всех своих мишек!
Время создания зависит от сложности задумки, но, как правило, всего 3–4 дня. Вся рукодельная коллекция четы состоит исключительно из медведей:
– Ну вот кто ещё это может быть? Для русского человека это самый родной персонаж – он и в природе, и в русских сказках.
Читайте также: Павлины радуют москвичей прямо во дворе