
Предложение депутата
С инициативой выступил зампред комитета Госдумы по туризму Сергей Кривоносов (фракция "Единая Россия"), сообщает ТАСС.
По словам депутата, цель меры – защита жизни и здоровья туристов, особенно новичков. Сейчас законодательство не запрещает самостоятельные восхождения, даже на пятитысячники. Ограничения носят лишь рекомендательный характер и исходят от Федерации альпинизма.
Новички обычно идут в коммерческие восхождения с гидами, но встречаются случаи, когда они ходят с профессионалами, среди которых формально гиды не числятся.
Кривоносов отметил, что в других странах действуют более строгие требования. Например, в Непале подъём на Эверест возможен только при наличии лицензии и с сертифицированным гидом. А в Италии и Франции восхождения на Монблан регулируются местными властями, включая бронирование лагерей и участие инструкторов.
Обсуждение инициативы связано с рядом трагедий. В Кабардино-Балкарии погибли двое туристов из Перми при восхождении в ущелье Адыр-Су. В Киргизии на пике Хан-Тенгри скончался россиянин Алексей Ермаков. На пике Победы (7,2 тыс. м) застряла Наталья Наговицына с переломом ноги – спустить её в этом сезоне не удастся из-за погодных условий.
"Предложение неоднозначное"
Двукратный обладатель "Золотого ледоруба", чемпион России по альпинизму Ратмир Мухаметзянов в беседе с Metro отметил, что если такие правила будут приняты, то они повысят уровень безопасности в горах – но только для непрофессиональных альпинистов.
– С другой стороны, это ограничит права профессионалов, которые ходят соло по сложным маршрутам, ставят рекорды, – отметил эксперт.
В Федерации альпинизма России (ФАР) инициативу Кривоносова оценили неоднозначно.
– Инициатива не подкреплена грамотными фактами. Например, Наталья Наговицына на пике Победы как раз была с гидом, так что её случай не релевантен, – отметили в ведомcтве.
В ФАР отметили, что пермиты на восхождения нужны в таких странах как Непал или Перу, поскольку для них это становится важным источником дохода. При этом ограничений для восхождения на тот же Монблан практически нет: требуется лишь бронирование. Местным властям это нужно для контроля потока туристов, чтобы не перегружать инфраструктуру, а не по соображениям личной безопасности.
– Ещё вопрос – где брать квалифицированных гидов? Большинство восходителей – сами опытные спортсмены, которые совершают самостоятельные восхождения. Например, связка восходителей, погибших на Адыр-Су. При этом высота вершины Виатау, где они погибли, составляет 3800 м – а это ниже 4-5 тыс., о которых говорил Кривоносов.
ФАР также обращает внимание, что случаев гибели в горах не так уж и много — по сравнению с теми же автомобильными катастрофами.
Тренер советской сборной по альпинизму, мастер спорта СССР, обладатель титула "Снежный барс", совершивший более 300 восхождений, в том числе на Эверест, Владимир Шатаев в беседе с Metro также не видит смысла в навязывании гидов.
– Весь альпинизм построен на восхождении без гидов. Их придумали под коммерческие экспедиции. Спортсмены нормально готовятся к восхождениям: проводят необходимые тренировки, посещают альплагеря, – отметил эксперт.
По его словам, то, что для коммерческих групп использование гидов прописано во всех документах в обязательном порядке, уже много лет известно и работает.
– Зачем придумывать что-то новое – коммерческие туристы используют гидов, этого достаточно. Только спортивный альпинизм тут при чём? – задаётся вопросом эксперт.
Альпинист, горный инструктор и спасатель Денис Киселёв рассказал Metro, что запретительные меры редко приносят результат. Он подчеркнул, что запрет приведёт к появлению "чёрных альпинистов".
– Важно правильно подойти к реализации. Если подойти умело и не запрещать, а регулировать – тогда мы найдём нужный баланс, – считает эксперт.
По мнению эксперта, ключ – в грамотной подготовке и информировании людей.
– В западных странах страховые компании сами оценивают готовность альпиниста. Для профи страховка – недорогая, а для новичка – приличная сумма. Если профи захочет пойти на сложную гору, то заплатит немного, а переоценившим свои силы новичкам это влетит в копеечку и они просто пойдут в отказ, – привёл пример спикер.
Он отметил, что запрет на восхождения выше 4000 метров не решит проблем.
– Логика чем выше – тем опаснее не всегда работает. В Крыму каждый год люди погибают на скалах, но это не повод запрещать скалолазание. Главное тут – знание и опыт, – подчеркнул эксперт.