В горах уже погиб её муж: российская альпинистка неделю выживает на высоте

Министерство обороны Киргизии готовится эвакуировать с пика Победы российскую туристку. По данным СМИ, 47-летняя Наталья Наговицына сломала ногу на высоте более 7 тысяч метров. Она остаётся без еды и воды уже несколько суток, в то время как спасатели рискуют жизнями, пытаясь эвакуировать её с горы. Metro узнало о сложной судьбе Наговицыной
В горах уже погиб её муж: российская альпинистка неделю выживает на высоте
@ Saulius Damulevicius/Shutterstock
Альпинист в высотном лагере.

Рисковая операция

На пике Победы в Киргизии разворачивается настоящая драма. Российская альпинистка Наталья Наговицына уже почти неделю ждёт помощи после того, как сломала ногу во время спуска с вершины, пишет NEWS.ru.

Говорят, что в составе её группы были ещё два альпиниста — россиянин Алексей Ермаков и гражданин Италии. Спасатели уже спускают тело Ермакова в базовый лагерь, откуда его эвакуирую вертолётом.

Первая попытка спасения Наговицыной едва не обернулась катастрофой: военный вертолёт Ми-8, на борту которого находились шесть спасателей, потерял управление из-за плохой погоды и совершил жёсткую посадку. Пилот и один из спасателей получили травмы. Позднее для эвакуации был отправлен ещё один вертолёт Ми-17В, но из-за нулевой видимости операция также провалилась.

Цифра
7439 метров
высота пика Победы, высшей точки Тянь-Шаня и Кыргызстана.

Министерство обороны Киргизии готовит новую попытку эвакуации Наговицыной, сообщил "Интерфаксу" пресс-секретарь ведомства Алмаз Сарбанов. Он дополнил, что в день инцидента, 12 августа, напарник Наговицыной оказал ей первую помощь и направился за помощью. На следующий день два иностранных альпиниста пытались её эвакуировать, но безуспешно. Тогда они укутали её в спальный мешок и оставили на месте.

Трагедии в жизни Наговицыной повторяются. Четыре года назад – на Хан-Тенгри – во время восхождения её муж Сергей скончался от инсульта на высоте 6900 метров. Тогда спасатели просили женщину спускаться одной, но она отказалась бросить мужа. 

Через год Наталья вновь поднялась на ту же вершину и установила табличку в память о Сергее.

"Если её спасут, я буду аплодировать"

Альпинист и спасатель Денис Киселёв рассказал Metro, насколько реально спасти Наталью Наговицыну.

– Это очень опасная гора, – сразу предупреждает Киселёв. – И, честно говоря, в сложившейся ситуации — оторванная палатка, женщина одна, с травмой, с минимумом снаряжения — я не очень уверен, что она вообще жива.

По его словам, со стороны пока всё крайне туманно.

– Говорят, с облёта вертолётов видели, что кто-то машет. Но то ли это ткань палатки колышется, то ли действительно человек… Никто точно не знает, жива ли она в данный момент, – добавил он.

Киселёв пояснил, что даже если Наталья жива сейчас, шансы на спасение минимальны.

– Если вертолёт не прилетит в ближайшее время, вероятность выжить до прихода спасателей, которые будут подниматься ногами и затем начнут очень тяжёлую эвакуацию, крайне мала. Можно сказать прямо – это будет равносильно чуду, – сказал собеседник Metro.

Киселёв объяснил, почему в Федерации альпинизма России информации о Наговицыной нет (Metro отправляло запрос).

– Всё просто. Наталья в коммерческой группе, а не в спортивной. Это коммерческий альпинизм, или, как говорят, "гидовский". Там не отчитываются перед федерацией. Для них это бизнес, – добавил эксперт.

Наталья Наговицына
Скриншот Youtube/watch?v=PDV81uYy858
Наталья Наговицына

История Наговицыной известна в альпинистском сообществе.

– У неё уже была трагедия, – вспоминает Киселёв. – Муж погиб на Хан-Тенгри: его парализовало на высоте и Наталья держала его за руку до конца. Тогда и эвакуация была непростая. В итоге он не выжил, а она сама чудом выбралась.

Он пояснил, что по сравнению с Хан-Тенгри Пик Победы — несоизмеримо труднее.

– Это, наверное, самая сложная высотная гора бывшего СССР, – объясняет спасатель. – По сути, огромное поднятое плато на семи километрах, по которому надо идти к вершине. Часто бывает, что за весь сезон никто не поднимается. Или поднимаются единицы — и половина погибает на спуске. Это очень серьёзная гора. Семитысячник по трудности сопоставим с восьмитысячниками, а иногда и сложнее, – рассказал альпинист.

С его слов, важную роль также играет и расположение горы.

– Победа стоит на севере, в Тянь-Шане. Там холоднее, воздух тяжелее, ветра сильнее. Высота ощущается жёстче, чем на южных горах. Климат суровый, и это добавляет проблем, – добавил спикер.

Киселёв подчёркивает: восхождения на Эльбрус или Пик Ленина — совершенно другой уровень.

– Когда человек после Эльбруса говорит "А давайте на Победу" — это смешно. Победа — это мерило мастерства. Там мало просто быть сильным – нужна и огромная удача. У меня хороший друг погиб на этой горе, хотя был опытным альпинистом. Не повезло, – сказал спасатель.

Он напоминает, что вершина — это только половина пути.

– Дойти до неё — достижение. Но надо помнить: потом столько же спускаться обратно. И вот это "обратно" оказалось фатальным для многих, – особо подчеркнул Киселёв.

Ситуация с Наговицыной вызывает у него недоумение:

– Оставить альпиниста одного на такой высоте… Это же не "подождать за углом". Там каждая минута решает. У неё травма, минимум снаряжения. Надежда только на её волю. Почему опытные альпинисты выживают чаще? Потому что у них есть внутренняя сила и опыт. А здесь ей одной против всей горы бороться, – выразил негодование специалист.

И всё же он верит в чудо.

– Если она выживет, это будет почти как в "Повести о настоящем человеке". Настоящий гимн воли. Я буду первым, кто будет аплодировать, если всё закончится хорошо, – резюмировал Киселёв.