
– 19 июня 1944 года моему деду Владимиру Голубеву было присвоено звание майора и он был направлен на Дальний Восток, – рассказывает Мария Александровна.
– Дед говорил, что уже тогда ощущалось близкое окончание войны. Но когда он принял участие в первых боях против Квантунской армии, понял, что противник силён. Японцы дрались как самураи, превосходно владели холодным оружием.
Советские солдаты нередко погибали при внезапных нападениях – не было опыта рукопашного боя с таким противником. Этому учились прямо на месте.
– Во время Маньчжурской наступательной операции Красная Армия продвигалась достаточно быстро – примерно 40–50 км в сутки. Так было, к примеру, в Северо-Восточном Китае. Советский десант занимал аэродромы и железнодорожные станции в крупных городах, перерезал связь.
– Дед рассказывал, что большую роль играла авиация – бомбили важные для противника объекты, а основные группировки Забайкальского фронта стремились окружить вражескую армию. Советских солдат китайцы встречали как освободителей и помогали им чем могли. Среди них было много добровольцев, которые самоотверженно сражались как и корейцы. Японцы боялись такого "ополчения", а для советских войск это было хорошим подспорьем.
Владимиру запомнился китаец Ли, который помогал освобождать свою территорию и прикрывал советских бойцов, стреляя из автомата, когда тем нужно было занять оборону на каком-либо объекте.

Японцы дрались яростно, навыки борьбы с ними мы обретали в бою. Владимир Голубев, ветеран
Владимир Александрович в то время был уже опытным военным и знал все тонкости жизни в боевых условиях.
– Я как-то поинтересовалась у дедушки, приходилось ли ему зимой ночевать в окопе. "Конечно, приходилось, – оживился он. – В обороне в окопах зимой мы находились неделями. Окоп утепляли, сверху лежали доски, внутри – тряпки, старые бушлаты".
Если наступление советских войск шло зимой, когда рано темнело, то они останавливались в деревне, а немцы – в соседней.
– Фрицев из деревни ночью не выгоняли, чтобы избежать лишних потерь, – говорил он. А утром те сами уходили.
О Голубеве однажды написали в газете "На боевом рубеже". Он тогда воевал под Курском.
– Заголовок "Драться с гитлеровцами как воины Голубева!" смутил деда. Он говорил, что так воевали многие и не нужно было выделять лично его. Но бойцы гордились таким командиром.
В статье рассказывалось, как подразделение старшего лейтенанта Голубева 19 июля 1943 года вело разведку боем. Им удалось прорвать оборону противника и с наименьшими потерями уничтожить гитлеровцев на подступах к Курску.
А весной 1944 года капитан Голубев руководил освобождением города Винницы. Операция была настолько успешной, что Владимира пригласили в штаб фронта, где командующий армией, генерал-полковник Кирилл Москаленко поздравил его с высокой наградой – орденом Александра Невского.
– Орден опустили в стакан водки, и, после того как содержимое было выпито, награду прикрепили к гимнастёрке... Дедушка был счастлив!