
Антрополог Анна Рассказова, сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, НИИ и Музея антропологии МГУ, на основании данных компьютерной томографии реконструировала лицо египтянина по методу Михаила Герасимова.
– Как человек, проработавший более 15 лет в Египте, могу сказать, что внешность совершенно типичная для египтянина, – говорит Metro Алексей Крол – египтолог, археолог, старший научный сотрудник Музея антропологии МГУ. – Сейчас Анна работает над гиперреалистичной трёхмерной реконструкцией внешности мумифицированного.


Как мумия оказалась в Москве
Цель бальзамирования – сохранить прижизненный облик египтянина. После смерти душа должна была найти своё тело, которое лежало в гробнице. Для этого проводился сложный, многодневный, многоступенчатый обряд мумификации. Внутренние органы извлекались, после чего тело в течение 70 дней иссушалось. Органы мумифицировали отдельно и в разные периоды их либо вкладывали обратно в тело, либо помещали в специальные сосуды – конопы, которые хранились рядом с мумией в гробницах.
В начале XIX века Наполеон открыл Египет Европе – там началась "египтомания". Сами египтяне и европейские авантюристы начали расхищать древние гробницы в поисках мумий, саркофагов, статуй и амулетов. Древности продавали туристам на рынках Каира, Луксора и Александрии.
Мумии людей и животных можно было купить целиком либо по частям. В зависимости от покупательских способностей туриста и его "вкусов", прямо в антикварной лавке мумию могли "расчленить", продав только голову или любую конечность. Считалось, что тёмные смолы, которые покрывали мумии, могли исцелять. Мумии перетирали в порошок и добавляли в разные снадобья.
В 1876 году профессор Московского университета Александр Иванович Бабухин отправился в командировку в Египет. Как и все, кто ездил в Египет в то время, в качестве сувенира он приобрёл мумию. Помимо неё профессор привёз ещё семь голов от мумий, которые в настоящее время хранятся в Сеченовском университете и в Музее антропологии.
– Однако для медика Бабухина покупка мумии была не просто приобретением сувенира, но и ценного объекта для изучения, – рассказывает Крол. – Именно поэтому, вероятно, мумия, которую он привёз в Москву в дар своему коллеге Дмитрию Анучину, лишена погребальных покровов – Анучин был антропологом. В египетской мумии его, как и Бабухина, интересовали в первую очередь не погребальные бинты, а именно человеческое тело. Где его разоблачили, конечно, мы не знаем – в гробнице ли, в антикварной ли лавке или уже в Москве. В XIX веке среди европейской знати публичное разматывание мумий было распространённым развлечением. Оно сопровождалось лекцией египтолога про древнеегипетскую религию, обычаи мумификации. При этом медик-анатом проводил разматывание мумии.
"Огромная научная ценность"
Долгое время мумия просто хранилась в фондах МГУ. Однако в 2016 году учёные из НИИ и Музея антропологии МГУ, Института этнологии и антропологии РАН, Института археологии РАН и Сколтеха начали активно исследовать её – и продолжают до сих пор. Применяют разные методы: антропологическое исследование на основании данных КТ, радиоуглеродное датирование, газовую хроматографию, масс-спектрометрию бальзамирующих веществ, изучение погребальных бинтов, спорово-пыльцевой анализ.

Учёные установили примерный возраст египтянина – ему было от 40 до 60 лет. Прижизненную длину тела реконструировали по максимальной длине бедренной кости – оказалось, его рост составлял от 165 до 169 см.
Помимо этого антропологи выяснили, что египтянин болел артритом, что вполне характерно для его возраста. Кстати, он был долгожителем: средняя продолжительность жизни в то время не превышала 25 лет из-за высокой детской смертности и женской, во время беременности и родов.
Жил он в долине Нила между 1426 и 1259 годами до нашей эры – в эпоху правления фараонов XVIII–XIX династий Нового царства, когда Египет достиг апогея своего могущества, став империей, простиравшейся от Четвёртого нильского порога на юге до границ нынешней Турции на северо-востоке.
– Мы условно называем эту мумию "мумией жреца", – говорит Крол, один из учёных, участвующий в исследовании. – Конечно, никаких доказательств, что египтянин, чья мумия покоится в Музее антропологии, действительно принадлежал жреческому сословию, нет, но в описании экспозиции музея, составленной Дмитрием Анучиным, основателем Музея антропологии МГУ, написано именно так.
Тело мумифицированного египтянина сохранилось в превосходном состоянии. По словам Алексея Крола, это говорит о его высоком социальном статусе, потому что для его мумификации использовали сложный бальзамирующий состав, исследованием которого занимались учёные из Сколтеха.
– О многокомпонентном бальзамирующем составе мы узнали, проведя хромотографический анализ образцов кожи. В них идентифицировано более 200 соединений, одним из компонентов которых была смола сосны, как выяснил проведённый анализ пыльцы, – объясняет Алексей Крол.
Во время исследования учёным удалось выяснить метод мумификации данной мумии. После томографического исследования было установлено, что обряд сопровождался эксцеребрацией – удалением головного мозга.
– Из головы мумифицированного извлекали головной мозг, чтобы остановить процесс разложения мягких тканей, – говорит учёный. – Пустую черепную коробку заполнили бальзамирующим составом и тканями, пропитанными этим составом.
Учёный объясняет, что данный проект имеет огромную научную ценность: комплексное исследование позволяет собрать много данных о жизни древних людей, их болезнях, антропологических характеристиках, особенностях обряда мумификации в эпоху Нового царства.
Теперь в планах исследовательской группы продолжить изучение ещё двух мумий из коллекции Музея антропологии, используя и иные методы, такие как гистологический анализ и анализ палео-ДНК.