Фоторобот для иммунных клеток: как работает персональная вакцина от рака

Как будет работать новая вакцина от рака и кому она поможет. Практикующий онколог Владимир Ивашков рассказал Metro об особенностях новой разработки
Фоторобот для иммунных клеток: как работает персональная вакцина от рака
Кирилл Зыков / Агентство «Москва»
Новая вакцина действует персонализировано

Российская мРНК-вакцина от института Гамалеи против рака готова. Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) уже направило в Минздрав материалы для получения разрешения на клиническое использование препарата. Об этом заявила глава ведомства Вероника Скворцова на Восточном экономическом форуме (ВЭФ), сообщают “Известия”. 

"Последние три года это были регламентированные доклинические исследования. Они доказали безопасность вакцины, в том числе при повторном многократном применении, и высокую эффективность", — уточнила Скворцова, добавив, что испытания показали, что вакцина уменьшает размеры опухолей на 60-80%.

Между тем, некоторые вакцины уже применяются в онкологии. В чём особенность новой разработки, Metro узнало у кандидата медицинских наук, онколога Владимира Ивашкова.

– Вакцины бывают лечебные и профилактические. В данном случае речь идёт о лечебном препарате, – уточнил он. – Так же не стоит путать разные виды "лечебных" вакцин, например энтеромикс — это смесь онколитических вирусов, способных возбудить собственный иммунитет против рака, которая не является персонализированной и подходит при разных видах рака и разным людям. А вот новая разработка – мРНК-вакцина от института Гамалеи — это индивидуальное лечебное средство для пациентов, которые уже столкнулись с онкологическим диагнозом. Она создается персонально для каждого больного на основе генетического анализа именно его опухоли. Это принципиально иной подход, нежели массовая профилактическая иммунизация.

По словам онколога, традиционные методы лечения воздействуют на опухоль "вслепую", надеясь поразить раковые клетки. Новый подход предполагает предварительную "разведку", полную расшифровку генетического профиля конкретной опухоли.

Цифра
75-80 процентов
– на такой объём уменьшалась агрессивная опухоль в кишечнике собак в ходе эксперимента

На основе этих данных создается индивидуальная мРНК-конструкция, которая "обучает" иммунную систему пациента распознавать и атаковать именно те мутации, которые присутствуют в его опухоли. 

– Это как создание "фоторобота" для иммунных клеток. В отличие от химиотерапии, которая убивает и здоровые, и больные клетки, персонализированная вакцина активирует собственный иммунитет пациента для точечной атаки только на раковые клетки.

Владимир Ивашков назвал персонализацию революционной концепцией в онкологии. Суть её в том, что для каждого пациента проводится полное генетическое секвенирование опухоли – расшифровка всех мутаций, которые привели к развитию рака именно у этого человека. На основе полученных данных биоинформатики определяют уникальные белковые фрагменты, характерные только для данной опухоли. Затем синтезируется мРНК-конструкция, которая заставит клетки пациента производить определённые белки опухоли. 

– В свою очередь иммунная система должна проснуться и убить опухоль. Это означает, что каждая вакцина уникальна, как отпечаток пальца. То, что подходит одному пациенту с меланомой, будет совершенно бесполезно для другого больного с той же формой рака, если у них разные генетические профили опухолей, – рассказал врач.

По мнению онколога, российские разработки в области персонализированной онкологии заслуживают внимания и поддержки. 

– Мы должны сохранять научную честность и не обещать пациентам быстрых чудес, продолжая системную работу над совершенствованием противораковой терапии. Сегодня такие технологии доступны только в ведущих федеральных медицинских центрах с соответствующей лабораторной базой. В мировой практике стоимость одной персонализированной вакцины исчисляется десятками тысяч долларов.

Реальное применение всегда стартует с узкой группы пациентов в рамках клинических исследований в специализированных онкологических центрах. 

Врач предположил, что массовая доступность таких препаратов – это вопрос отдалённого будущего, зависящий от развития производственных мощностей и государственного финансирования. Кроме того, онкологические заболевания отличаются исключительной способностью к постоянным мутациям, и это усложняет создание препаратов, которые смогу победить болезнь раз и навсегда.

– Также нужно понимать, что у подобных вакцин ограниченные показания к применению и такое лечение в принципе не предполагает большого объёма пациентов. Вакцина потенциально может улучшить выживаемость и качество жизни уже болеющих пациентов, но не повлияет на статистику новых случаев рака, – заключил Ивашков.