Как айтишники растут по карьерной лестнице в 2025 году

Почему одни видят в IT золотую жилу и мечтают о зарплате в 400 тысяч, а другие не выдерживают и месяца за написанием кода? Metro узнало у архитектора баз данных Андрея, какие профессии скрываются за словом "айтишник", как войти в IT без опыта и почему журналист ближе к программисту, чем может показаться
Как айтишники растут по карьерной лестнице в 2025 году
Andrii Iemelianenko / Copyright (c) 2025 Andrii Iemelianenko/Shutterstock. No use without permission.
IT остаётся миром возможностей – нужно лишь выбрать правильную тактику.

– В 90-е годы – на заре профессии – программисты делали всю работу по проекту самостоятельно: интервьюировали заказчика, писали код и тестировали. Я именно так и начинал свою карьеру, – рассказывает архитектор баз данных Андрей. – А сейчас у каждого айтишника – узкая специализация. 

Андрей сравнивает современную айти-сферу с журналистикой: разработчики – это авторы статей, тестировщики – корректоры, аналитики – редакторы, которые понимают аудиторию, а системные администраторы – они и в Африке системные администраторы. 

– У каждого своя роль, и без неё не работает вся картина, – объясняет Андрей. – Однако разработчики – это элита айти. Их мало, и они много зарабатывают. 

По мнению Андрея, чтобы стать разработчиком, нужен особый склад ума, который формируется с детства. 

– К примеру, меня с детства интересовали компьютеры. Я сам записался в единственный класс в городе с углублённым изучением информатики и ради этого даже поменял школу. Выигрывал городские олимпиады по математике, – рассказывает эксперт. – Смотрел на папу-программиста и хотел стать таким, как он. 

Карьера и зарплаты

– Карьерная лестница разработчика сейчас выглядит довольно просто, – объясняет архитектор баз данных. – Сначала ты джун, младший программист. Потом мидл, основной костяк отрасли. И только после нескольких больших проектов можно стать сеньором.

По оценке Андрея, в 2025 году зарплаты распределяются так: джун получает от 50 тысяч рублей, мидл – от 250 до 400 тысяч, сеньор – 400 тысяч и выше. При этом джунам устроиться на работу труднее всего: работодатели хотят готовых специалистов и не готовы тратить ресурсы на обучение новичков.

– Часто помогает знакомство или выбор "горячей" технологии, – отметил эксперт. – Например, в 2023 году, когда Oracle и Microsoft ушли с российского рынка, все срочно переводили системы на PostgreSQL. И те, кто успел вовремя, быстро поднялись в мидлы.

По словам разработчика, зарплаты в отрасли растут на 10–20% ежегодно, а больше всего на рынке нужны именно мидлы.

ЦИТАТА
Часто программисты зарабатывают больше своих начальников.
— Андрей, архитектор баз данных

– Через два-три крупных проекта ты можешь считаться сеньором и претендовать на верхнюю планку, – подчеркнул Андрей. – А дальше уже начинаются истории про звёзд, которых переманивают за 700 тысяч и выше. Но это, скорее, исключения.

Как начать карьеру в IT

– Чем раньше начнёшь, тем лучше, – уверен архитектор баз данных Андрей. – Я пошёл работать ещё на втором курсе института. И это позволило мне сразу после получения диплома устроиться мидлом, а не годами мучиться джуном.

По словам эксперта, для новичка важно не сидеть на одном месте, а активно искать опыт. Первую работу джуну бывает крайне сложно найти: нужно разослать сотни резюме и часто соглашаться на минимальные условия. Но если есть хотя бы один проект – шансы резко возрастают.

– Джуну, чтобы устроиться, нужно чуть ли не тысячу резюме отправить, – отметил Андрей. – А у мидла всё наоборот: он выкладывает резюме, и у него каждый день идут собеседования. У меня, например, в первый день после публикации резюме сразу идёт много звонков, и я назначаю 5–7 собеседований в неделю. Когда мне предлагают работу, я на 50 тысяч повышаю желаемый оклад и хожу на собеседования дальше, пока не упрусь в потолок. Это позволяет всё время быть в рынке и получать справедливую зарплату. Но эта тактика работает, если у тебя уже есть звёздное резюме. А джуну нужно соглашаться на любую работу в хорошем проекте за строчку в резюме. 

Андрей объяснил, что ускорить рост можно несколькими способами: выбрать технологию, которая бурно развивается, менять работу каждые год-два, чтобы не застревать, и совмещать учёбу с практикой, чтобы к моменту выпуска иметь проекты в портфолио.

– Если ты хочешь быстро выйти на зарплату в 400 тысяч, нужно действовать именно так, – резюмировал Андрей. – Молодым я советую менять работу каждые год-два, потому что сидеть на первой работе десять лет и ждать роста – бессмысленно.

Плюсы и минусы профессии

Тестировщику не обязательно иметь высшее профильное образование – достаточно внимательности и логики. А вот в разработку без диплома попасть крайне трудно – "корочку" всё ещё требуют.

– Я не видел успешных свитчеров старше 35 лет, которые бы стали программистами, – уверяет Андрей. – Тестерами – да, такие истории есть. Но чтобы стать разработчиком, нужно искренне любить это дело с юных лет. 

По его словам, минусы профессии в том, что приходится много сидеть и нести большую ответственность

 – Ошибка может остановить работу целой компании. Я видел, как банки полдня не выдавали кредиты из-за сбоя, – рассказывает Андрей. 

По словам эксперта, программисты зачастую зарабатывают больше своих начальников.

– Поэтому идти в менеджеры стоит только тем, кому нравится работать с людьми, – говорит он. – Если интересен код – лучше оставаться разработчиком.

Главным плюсом IT эксперт считает глобальность рынка.

– Если в России будут платить мало, можно работать удалённо на Европу или Америку, – говорит Андрей. – Языки программирования везде одинаковые, поэтому зарплаты соответствуют мировым стандартам и опуститься не могут. И ты можешь зарабатывать в долларах, живя здесь. Журналист или стоматолог так не сможет.

"Десятилетиями было так, но последние три года всё изменилось"

– Многие вещи, о которых говорил Андрей, были справедливы для рынка ещё три года назад, – говорит Ксения Хаустова, старший менеджер по подбору IT-персонала. – Но сейчас всё иначе, и соискателям это не всегда заметно.

По словам Ксении, привычная стратегия "работать удалённо на Америку или Европу" практически перестала быть возможной. Если до 2022 года такие контракты ещё заключались, то сегодня это, скорее, исключение.

– Среди моих знакомых остались единичные специалисты, которые продолжают работать на Запад, но все они устроились туда до февраля 2022-го, – уточняет Хаустова. – Новые контракты получить почти нереально: мешают и политика, и сложности с переводом денег, и общее сокращение айтишников по всему миру.

"Зайти в айти через тестировщика сложнее, чем поступить во ВГИК"

– Было время, когда тестирование действительно было входом в профессию, – вспоминает Ксения Хаустова. – Но сегодня попасть туда сложнее, чем на актёрский факультет во ВГИК. И это я говорю без преувеличений.

По словам HR, количество специалистов в отрасли резко выросло: это и выпускники, и свитчеры, решившие сменить профессию в зрелом возрасте. При этом сама отрасль переживает кризис: зарплаты перестали расти, а число вакансий сокращается.

– Я помню, как в 2019 году нанимала джуниоров десятками, и это было очень просто. Достаточно было откликнуться на вакансию, и тебя брали. Сейчас я знаю людей, которые откликаются годами и не могут найти работу. В 2019-м их бы разорвали на части, – отметила Ксения Хаустова.

Новички и их шанс

– Сегодня даже на стажировку можно попасть в основном из топового вуза – Бауманки, МАИ, ВШЭ или МГУ, – подчёркивает Ксения Хаустова. – Человека после курсов или коммерческого университета рассматривать не будут.

По её словам, начинать карьеру в IT сейчас приходится с минимальных денег – иногда буквально с 15 тысяч рублей. В редких случаях удаётся стартовать с 50–100 тысяч, но это, как уточнила эксперт, скорее исключение.

– Начинать с символических сумм – это не трагедия, – уверена Хаустова. – Просто сейчас иллюзий меньше: никто не придёт в профессию и не начнёт зарабатывать сотни тысяч без опыта.

Новая стратегия

– Андрей говорил о частой смене работы каждые год-два, но это больше не работает, – уверена Ксения Хаустова. – Сейчас летунов не любят. Руководство прямо отказывает в работе, если видит короткие сроки в резюме.

По её словам, с 2020-х годов проверка электронных трудовых книжек стала элементарной и скрыть частые переходы уже невозможно. Поэтому в IT теперь важнее стабильность, чем демонстративная погоня за ростом.

– Если раньше за полгода на одной работе можно было легко удвоить зарплату, просто перейдя в другую компанию, то теперь выгоднее посидеть подольше. Полтора-два года в одной фирме дают куда больший карьерный бонус, чем постоянные скачки, – подчеркнула Хаустова. – Сейчас стабильность важнее всего. Работодатели вкладываются в обучение, поэтому откажут человеку, который часто меняет работу.