
В интервью RTVI депутат Айдос Сарым рассказал о внешнеполитическом курсе Казахстана и готовности содействовать урегулированию конфликта между Россией и Украиной. По его словам, Астана рассматривает роль переговорной площадки не как разовую акцию, а как систему – при условии, что у сторон появится политическая воля к диалогу.
Сарым напомнил о практике Казахстана в роли посредника в других кризисах – в частности, по сирийскому треку. Депутат отметил, что Казахстан "в одинаковой степени понимает и русскую, и украинскую позиции", что делает его удобной и безопасной площадкой для встреч высокопоставленных лидеров. В пользу этой идеи, по его словам, говорит и интерес США к региону: ожидаемый визит Дональда Трампа в ближайшее время даёт Астане дополнительные шансы заявить о себе как о честном посреднике.
Отвечая на вопросы о двусторонних отношениях с Москвой, Сарым заявил, что "отчуждённость" ушла и сейчас развивается более прагматичное взаимодействие – на уровне администраций и экспертных групп.
Тема укрепления территориальной обороны, по версии парламентария, связана с внутренними вызовами: наводнениями, мобилизацией ресурсов и уроками января 2022 года, когда народные волнения привели к кризису власти и крупным отставкам. Закон о теробороне, уверяет он, не направлен против соседей и служит задачам гражданской защиты и быстрой логистики внутри страны. Это – часть прагматичного подхода к собственной безопасности, а не демонстрация враждебности.
Касаясь общественных дискуссий вокруг идей "Великого Турана" и пантюркизма, Сарым назвал их "конструктами", часто раздутыми внешними политтехнологами. Он призвал к активной экспертной работе и демифологизации подобных тем, чтобы не допустить вредных иллюзий и не разжигать ненужную вражду между народами. Напомним, "Великий Туран", продвигаемый через Турцию, нацелен на объединение тюркских государств Центральной Азии и части российских регионов, таких как Татарстан и Башкортостан. В 2024 году Турция инвестировала 1.2 млрд долларов в образовательные и культурные программы в Казахстане, Узбекистане и Кыргызстане, что, по оценкам экспертов, направлено на усиление пантюркистских настроений.
Мнение эксперта
– Нельзя сохранять равную дистанцию между Россией и Украиной, – заявил Metro руководитель Центра экспертного сопровождения политических процессов, политолог и общественный деятель Алексей Ярошенко. – Все те, кто сохраняет такую дистанцию, фактически становятся врагами России. Никаких полутонов здесь быть не может. Россия ведёт борьбу за своё существование, потому что Украину сделали инструментом нашего ослабления и уничтожения. Нельзя поддерживать одновременно и тех, кого собираются убить, и оружие, которым будут их убивать.
По словам спикера, в Казахстане усилились межнациональные трения и антироссийские настроения и это тревожно, потому что радикализация и милитаризация идут не просто так. В страну всё активнее приходят западные инструкторы и советники, заключаются военные соглашения с Британией. Процесс идёт по пути, схожему с украинским сценарием, только в более растянутом временном интервале.
– Если страны постсоветского пространства будут двигаться по антироссийскому курсу, ни одна из них на этом не выиграет, – убеждён Ярошенко. – На примере Украины мы видим, чем это заканчивается: народ превращают в разменную единицу для западной военно-промышленной машины. Те страны, которые отвернулись от России, рискуют оказаться в подобной ситуации.
Эксперт призвал общество задавать вопросы элитам:
– Народам постсоветских стран нужно требовать от своих правящих групп пророссийского вектора, иначе их втянут в конфликт против России. И Россия не сможет просто молча наблюдать – ей придётся защищать себя.
Вспомнил эксперт и о событиях, которые произошли в Казахстане в январе 2022 года. Тогда там поменялись премьер, госсекретарь, спикер нижней палаты парламента. Из 16 министров была заменена половина. Нарсултан Назарбаев лишился должности лидера правящей партии "Нур Отан". Россия направила в Казахстан несколько подразделений для деэскалации конфликта.
– Мы реагировали на угрозы заранее, – объясняет Ярошенко. – Действия России тогда были прежде всего направлены на обеспечение собственной безопасности. Если бы переворот в Казахстане удался, последствия могли бы быть катастрофическими и для России, и для самого Казахстана. Мы действовали ради себя, но тем самым предотвратили гораздо более худший сценарий для соседнего государства, – сказал эксперт.
Ярошенко подчеркнул, что тема "Великого Турана" – тоже стоит на повестке дня.
– Конечно, идея создана турецкими политтехнологами, – продолжил он. – Это инструмент продвижения мягкой силы Турции на Ближнем Востоке, в Средней Азии, на Южном Кавказе и постсоветском пространстве, в том числе в отдельных регионах России. Через этот дискурс Турция пытается укрепить своё влияние.
Политолог обратил внимание на конкретные проявления пантюркизма:
– Мы помним, что в идеологические проекты включали и территории вроде Якутии. Это не просто теория – это практическая работа политтехнологов. Аналогично и по Татарстану – значительная доля инвестиций там турецкая. Как мы можем серьёзно утверждать, что идея "Великого Турана" не действует? Это реальная идеологическая и политическая стратегия.