Корона и инициалы Чехова теперь на логотипе театрального фестиваля "Мелиховская весна"

Форум открылся с новым художественным руководителем и на новой сцене, а музей-заповедник анонсировал проект "Чехов-сада"
Корона и инициалы Чехова теперь на логотипе театрального фестиваля "Мелиховская весна"
Музей-заповедник А. П. Чехова "Мелихово"
На открытии XXIII Международного театрального фестиваля "Мелиховская весна" от души похулиганил "Ландшафтный театр".

В 1892 году в Российской империи разразилась эпидемия азиатской холеры, и в подмосковное Мелихово был назначен земским врачом Антон Чехов. Ему выделили участок с 25 деревнями, 4 фабриками и 1 монастырём Давидова пустынь, на котором в совокупности проживало более 10 тысяч человек. Чехов вёл бесплатный приём пять дней в неделю в Мелихово и ещё два дня – в соседних сёлах Крюково и Угрюмово. Время было тяжёлое, но врач и писатель вспоминал его потом как самое счастливое. В итоге он остался в Мелихово на целых 7 лет, открыл две школы и написал 42 шедевра, среди которых пьесы "Дядя Ваня" и "Чайка" и множество рассказов и повестей: "Палата № 6", "Остров Сахалин", "Дом с мезонином", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви". 

В столь продуктивном для Чехова месте ровно через 90 лет, в 1982 году, закономерно решили ежегодно вызывать его гений на театральных подмостках, основав "Мелиховскую весну".

В этом маленьком флигеле Чехов написал "Чайку".
Музей-заповедник А. П. Чехова "Мелихово"
В этом маленьком флигеле Чехов написал "Чайку".

Во время прогулки по усадьбе мы встречаем сделанную из веток скульптуру чайки, очень похожую на знаменитый символ Московского художественного театра, – кто-то развлекался во время мастер-классов, которые в музее-заповеднике проходят постоянно. Случайным образом этот символ совпадает с изменениями в составе руководства фестиваля: его художественным руководителем теперь стал худрук МХТ имени А. П. Чехова Константин Хабенский. 

– В этом году 125 лет МХТ и мы не могли пройти мимо фестиваля и не заявить о себе, – сообщил Хабенский на пресс-конференции. – Тем более что после Олега Ефремова была большая пауза в дружбе между МХТ и "Мелиховской весной", и мы намерены исправить этот недостаток. 

Обещанная Хабенским экспансия МХТ на фестивале выразится в спектаклях открытия и закрытия, которые поставит театр, а верстовой столб возле сцены покажет, сколько от усадьбы километров до МХТ.

От Мелихово до МХТ имени Чехова – ровно 90 км.
Музей-заповедник А. П. Чехова "Мелихово"
От Мелихово до МХТ имени Чехова – ровно 90 км.

На всех рекламных материалах фестиваля теперь множество рисунков Чехова: на новом логотипе красуются увенчанные короной инициалы классика, которыми он иронично подписал одно из своих писем из Мелихово. 

– Рисунки – одна из малоизвестных сторон Антона Павловича, – рассказала генеральный директор музея-заповедника "Мелихово" Анастасия Журавлёва. – Когда он сделал такую подпись с короной, то, видимо, переживал творческую удачу, ощущал себя на подъёме, королём. Мы решили взять этот рисунок для логотипа, потому что фестиваль – это ежегодная проверка для театров и музея, на месте ли эта корона. И те более 75 заявок, которые мы получили, свидетельствуют, что всё в порядке. 

Отсмотревшая все присланные на фестиваль спектакли участница экспертного совета Анастасия Ефремова призналась, что, по её ощущениям, Чехов сегодня – это "спасательный круг, к которому кидаются люди со всей страны и из других стран".

Анастасия Ефремова и Константин Хабенский на пресс-конференции.
Музей-заповедник А. П. Чехова "Мелихово"
Анастасия Ефремова и Константин Хабенский на пресс-конференции.

Всего на фестивале в этом году покажут 20 спектаклей из Москвы, Подмосковья, Владимира, Рязани, Воркуты, Севастополя, Петербурга и Нижнего Новгорода. 

И без того не пустующая усадьба всё больше наполняется людьми: расположившийся под раскидистыми деревьями струнный квартет играет попурри из танго и киномелодий, кто-то снимает видео цветущих яблонь, а кто-то охотится за шампанским. В самом сердце чеховской усадьбы, на поляне "Крыжовник", высится новая вместительная сцена с крытым зрительным залом: теперь никому не страшен, как в былые годы, дождь. Вскоре, по словам генерального директора музея-заповедника "Мелихово" Анастасии Журавлёвой, и вся усадьба преобразится в "Чехов-сад" с мемориальным, литературным и театральными садами и не имеющим аналогов "Чехов-театром". Каждый, кто приедет сюда, сможет почувствовать себя немножко Чеховым: посидеть, как он, на берегу пруда, покачаться на качелях, прополоть травку на литературном огороде и испытать себя в литературных опытах.  

После приветствий со сцены руководства фестиваля два энергичных молодых человека начинают подгонять всё никак не заканчивающих рассаживаться зрителей, и в первые минуты нет сомнений, что это организаторы. Но их слишком громкая активность вскоре убеждает: спектакль открытия уже начался. 

– Вот вы, как вас зовут? Вы будете Аркадиной! А вас как? Нет, Аркадиных будет две! А вот этому красному пальто не спрятаться! Вы Тригорин! Переглядывайтесь с Аркадиной!

Артисты МХТ им. А. П. Чехова похитили у зрителя красное пальто.
Музей-заповедник А. П. Чехова "Мелихово"
Артисты МХТ им. А. П. Чехова похитили у зрителя красное пальто.

Хулиганская импровизация, как анонсировал Хабенский спектакль открытия "Ландшафтный театр", заставляет зрителей от души похохотать. Тригорин в конце концов превращается в Паратова в честь 200-летия со дня рождения Александра Островского, а красное пальто на время похищено актёрами у зрителя. 

– Константин Юрьевич, как нам играть эту сцену? – бросаются артисты спрашивать сидящего в зале Хабенского. – Это же дико пафосно: "Не доставайся же ты никому!"

Привставший с места Хабенский начинает тут же показывать и рассказывать, что делать.

Константин Хабенский знает, как правильно произносить фразу "Так не доставайся же ты никому!".
Музей-заповедник А. П. Чехова "Мелихово"
Константин Хабенский знает, как правильно произносить фразу "Так не доставайся же ты никому!".

Полтора года назад он придумал проект "Ландшафтный театр" – получасовые постановки на открытом воздухе, в которых много импровизации, интерактива и хулиганства. Идею Хабенский взял из уст своего тёзки, героя "Чайки" Константина Треплева, который мечтал о новых формах в театре и его выходе за привычные сценические границы. 

– Это не просто постановки, а скорее рассказ о том, что происходит в той или иной пьесе, – поясняет руководитель МХТ. – Все знают по одной-трём фразам, которые ушли в народ, что есть "Чайка" и "Бесприданница", а что на самом деле в этих пьесах происходит, особо никто не помнит. Поэтому мы решили в формате "Ландшафтного театра" передать их краткое содержание. Это расширенный взгляд на классиков, хулиганский, импровизационный. Воспринимайте это с радостью, удовольствием и никаких глубоких смыслов не ищите. Проще, легче, веселее – может быть, это и есть ключик к Антону Павловичу Чехову.